Бельгия, Тервюрен. Королевский музей Центральной Африки.

Категория: Путешествия Опубликовано 28.08.2012, в 00:03 Теги: , , , Просмотров: 2 214

Тервюрен – небольшой город (20 тыс. жителей), сросшийся с Брюсселем с западной его стороны. Чтобы попасть сюда общественным транспортом нужно добраться до станции метро Монтгомери, далее пересесть на 44-й трамвай и ехать до конечной по длинному проспекту Тервюрен. Время в пути около 20-ти минут, трамвай ходит с периодичностью 3-4 раза в час. В конце 19-го века в Тервюрене произошли два события, благодаря которым этот город еще иногда вспоминают. Первое – к рассказу отношения не имеет – в 1891 году здесь вывели особую разновидность бельгийской овчарки, теперь порода собаки так и звучит «бельгийский тервюрен». А второе – в 1897 году к Всемирной выставке здесь открылся Королевский музей Центральной Африки.

1.
Бельгия, Тервюрен, Королевский музей центральной Африки

Здание музея больше напоминает дворец. Вокруг огромная парковая зона, где можно отдохнуть с приятным видом на пруды и фонтаны. Удивительно, но для таких размеров музей был практически пуст, то есть мне иногда попадались посетители, но их было от силы пара десятков. Это вдвойне показательно, ведь большинство посредственных достопримечательностей, попавшихся мне в эту поездку, были полны народу даже в плохую погоду. А тут такое место (по праву одно из лучших в мире на африканскую тему) и никого. Наверное, про музей просто мало информации. Я и сам о его существовании узнал случайно, переворачивая интернет в поисках интересных мест в окрестностях Брюсселя.

2.

Логотип музея:

3.

Возле дворца находится памятник скульптора Тома Францена (он же автор брюссельской писающей собаки). Он установлена в честь сотой годовщины выставки 1897-го года. Скульптура совсем неоднозначная и полна всяких символических моментов, но в целом внимание притягивает. Подробнее можно узнать на сайте автора (http://www.tomfrantzen.be/en/arta.htm).

4.

Африканский воин, фрагмент памятника:

5.

Музей построен к Всемирной выставке 1897 года в Бельгии. Его главные экспозиции представляли экспонаты из Конго, которое в то время было колонией Бельгии. Однако сфера исследования музея гораздо больше бельгийской колонии: это Восточная, Центральная и Западная части Африки, а также попытки исследования Африканского континента в целом.

После того, как Свободное государство Конго было признано Берлинской конференцией 1884—1885 гг., король Леопольд II решил, что он должен показать потенциал страны на международной выставке. Экономические инвесторы должны были быть привлечены, и общественность должна была знать эту далекую страну лучше. Было решено сделать колониальную выставку в Тервюрене (тогда как остальная часть выставки проходила в Брюсселе). Был построен Дворец колоний (хотя была только одна колония). Здесь показывалась местная флора и фауна, в «Зале великих культур» были представлены самые важные экспортные продукты Конго: кофе, какао и табак. В парке была построена копия африканской деревни, в котором жили 60 африканцев. Выставка пользовалась огромным успехом. В 1898 году Дворец колоний стал Музеем Конго, и теперь выставки стали постоянными. Строительство нового музея началось в 1904 г. Он был официально открыт Королем Альбертом I в 1910 году и назван Музеем бельгийского Конго. В 1952 году к названию музея было добавлено прилагательное «Королевский». В 1957 г., для Всемирной выставки 1958 г., было построено большое здание, чтобы принять персонал из Африки. В 1960 г. музей вновь изменил свое название на «Королевский музей Центральной Африки».

Только животных в хранилищах и залах музея хранится свыше 10 миллионов. Причем на обозрение выставлено не больше одного процента.

6.

7.

Очень большая рыба (Латимерия):

8.

Очень маленькая рыбка:

9.

А это, похоже, большая тигровая рыба. Водится в реке Конго. Не знаю, нападает ли она на людей, но люди к ней точно не равнодушны. Заполучить такой трофей – мечта многих рыболовов.

10.

Еще одна страшная открытая пасть.

11.

А это очень редкая птица Китоглав или королевская цапля. Родиной этой птицы являются заболоченные районы Африки, расположенные южнее Сахары. В мире их осталось всего несколько тысяч особей.

12.

Кошки и не только:

13.

Интересно, но у выставленных в зале носорогов рога отсутствуют. Я сначала подумал, что это такая форма протеста против их истребления (считается, что какое-то зелье из рога этого животного помогает с потенцией), но оказалось, что музей просто опасается за их сохранность, потому что им угрожает куча сумасшедших, считающих рога носорогов последним способом вернуть к жизни свои волосы, ногти и половые органы. Теперь рога, как сообщает специальная табличка, хранятся в более безопасном месте.

Смотрите какая милая сумочка, ни у кого такой нет. Жалко, что она представлена в качестве экспоната музея, а не продается в музейном магазинчике.

14.

Отдельный зал посвящен насекомым. Вот картинка, показывающая циркуляцию слоновой болезни или элефантиаза, переносчиком которой являются москиты. Болезнь распространена в основном в странах центральной Африки, но встречается даже в Египте.

15.

(Фото из Википедии).

Животные – хорошо, но не ради них я сюда ехал. Мне интересна была этнография Конго – жизнь и быт людей, живших и продолжающих жить в одной из самых труднопосещаемых и недоступных стран Африки.

Ложки:

16.

Нож:

17.

В давние времена в африканских племенах мелкие ракушки, из которых сделана эта карзина, выполняли функцию денег.

18.

Музыкальные инструменты. На каждом стенде висят наушники, в которых можно послушать как звучит тот или иной инструмент.

19. Inanga. Деревянное корыто со струнами из растительного волокна.

20. Ikembe. Дерево, железо, медь. По-русски этот инструмент называется ламеллофоном.

21.

Самое интересное, когда речь идет об Африке – ритуальные маски и статуэтки. Здесь их огромное количество, причем, как и подобает стране имевшей колонию, Бельгия в то время лучшие экземпляры вывозила на свою основную территорию. Можно к этому относиться как к грабежу, но определенно благодаря такому подходу маски дожили до наших дней и их можно увидеть.

Статуэтки:

22.

23.

24.

25.

26. Самая страшная статуя – Nkisi nkondi statue. Регион Майомбе, ДРК (Демократическая республика Конго).

27. Статуя Nkishi. East Kasai/Katanga, ДРК.

Маски:

28.

29.

30.

31.

32. PERSONA. Ритуальная маска.

33. Маска из Лубы.

34. Маска Ngobudi. Майомбе, ДРК.

35. Маска Kakuungu. Кимбау, ДРК.

36. Маска Mbangu. Пенде, ДРК. Неизвестный автор маски из провинции Бандунду создал лицо очень похожее на изображенное на одной из картин Пикассо. Вот такое совпадение.

37. Эта античная маска-шлем из Лубы считается одним из самых ценных и популярных экспонатов музея.

В первом зале, показывающем быт жителей Конго, есть небольшая экспозиция, в которой рассказывается о схожести культур народов Африки и других континентов. Среди прочих экспонатов здесь выставлена Тсантса — особым образом высушенная человеческая голова, у которой при этом сохраняются черты лица, но размером она становится с кулак (внизу справа видно кусочек черепа обычного размера для сравнения). Этот экземпляр из Эквадора. Первый раз тсантсу я увидел в музее подарков католикосу в Эчмиадзине в Армении, где единственное, что удалось про нее узнать, что это подарок из Африки. Странный подарок главе церкви, вы не находите? Интересно, что информация о том, как такую голову изготовить, отсутствует, видимо, чтобы не провоцировать особо любопытных на практические упражнения.

38.

Еще одна голова, на этот раз с архипелага Новые Гебриды. Череп предка, обмазанный глиной.

39.

Идем дальше. Можно спуститься в подвал и посмотреть фонды музея. Они представлены в форме отдельной экскурсии, не менее интересной, чем основные залы. В подвалах тоже есть экспонаты, обросшие своими легендами. Например, чучело жирафа в углу одной из комнат. После каких-то ремонтных работ переместить его куда-либо уже не представляется возможным. Так и стоит оно в этом углу уже больше полувека, и чтобы увидеть его нужно заглянуть в зеркало, установленное под особым углом.

Вот три фрагмента лодки, найденной в Конго в 1929-м году. Считается, что это остатки от «Леди Алисы», на которой знаменитый исследователь Африки Генри Мортон переплыл озера Виктория и Танганьика. Он был первым европейцем, пересекшим Африку с запада на восток. Это путешествие заняло у него 999 дней.

40.

Бесконечные ряды чучел. Эйс Вентура сошел бы с ума в этом месте. Почти все эти экспонаты – охотничьи трофеи колониального времени, многим уже за сотню лет:

41.

42.

Многие в ужасном состоянии.

43.

Больше ста лет назад один скульптор сделал слепки с настоящих жителей Леопольдвилля (сейчас – столица ДРК Киншасса). Сами формы и отлитые им бюсты тоже выставлены в подвале, хотя, на мой взгляд, заслуживают быть представленными в основных залах.

О неизвестном конголезце уже давно стерлись последние воспоминания, а его потомки даже не ведают о хранящемся в Тервюрене бюсте.

44.

Форма:

45.

Возвращаемся наверх. Гигантская двадцатидвухметровая пирога весом 3,5 тонны. Для ее движения нужно сто гребцов. Это подарок от представителей Кинду (запад ДРК), он находится в музее с 1957-го года и является одним из его символов.

46.

Реконструкция захоронения знатного жителя низменности Упемба (11-15 вв.). В 50-е годы археологи музея нашли и исследовали несколько подобных гробниц.

47.

А это наконечник трости вождя, 17-й век. Выполнен из меди, свинца и олова.

48.

Один из залов музея. Экспозиция очень богатая и хорошо оформленная.

49.

Статуи. Африканец и человек в восточных одеждах делят шкуру не убитого медведя женщину.

50.

Не уверен, что правильно понял, но легенда про человека-леопарда мной была услышана так. В 30-е годы в северо-западном Конго у народности бали существовала такая традиция: мальчиков переодевали в костюм леопарда, вставляли ему между пальцев специальные острые ножи, после чего он должен был совершить ритуальное убийство какого-нибудь представителя соседнего племени. Соседние племена думали, что это все дела мифического и ужасного человека-леопарда и жили в постоянном ужасе.

51.

Богаты африканские недра. Это самородок малахита. К слову, малахитовая фигурка, купленная мной в Анголе, стоила гораздо дороже таких же по размеру малахитовых поделок в магазинчике при музее.

52.

Отдельный зал тактично рассказывает о временах, когда Бельгия была страной-колонизатором.

Пришли европейцы и поставили всех на колени:

53. Дети молятся в приходе Лулуабурга, 1897 г.

Заставили на себя работать:

54. На фото поездка представителя администрации, 1948-й год. Он отвечал за сбор налогов, создание инфраструктуры, сельхоз работы, управление и взаимодействие с местными лидерами.

Что даже нашло отражение в местном искусстве:

55.

При этом привнесли в традиционный уклад жизни культуру и цивилизацию.

56.

На этом все, а то об Африке я могу рассказывать долго… И, да, для тех, кто заинтересовался. В скором времени музей закрывают на длительную реконструкцию, которая коснется и самого здания (1910-го года постройки) и экспонатов, поэтому остался последний шанс увидеть все вышепоказанное собственными глазами, следующая такая попытка возможно будет только года через три. Сайт музея www.africamuseum.be.

P.S. В магазине музея продается туристический путеводитель по Бельгийскому Конго 1956-го года. Там приводится расписание поездов и фотографии одетых по моде тех лет дам, путешествующих на легке по колонии. Сейчас это сложно представить. Жалею, что не купил эту книгу…

21 июля 2012 г.

Все отчеты из этой поездки:

Обзор поездки в Бельгию, Нидерланды и Германию.
Германия, Аахен и место, где сходятся границы трех стран.
Нидерланды, Маастрихт.
Нидерланды, Маастрихт. Боннефантенмузеум.
Бельгия, Тервюрен. Королевский музей Центральной Африки.
Бельгия. Перебежками по Брюсселю.
Бельгия. Ватерлоо.
Бельгия, Лимбурк. Бокрейк и Генк.

P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика