Собор Самтависи не трудно увидеть, проезжая по национальному хайвею село Игоети, примерно посередине между городами Гори и Мцхета. Он расположен в километре от трассы и заметно выделяется своим масштабом на фоне окружающей равнины. Мы как раз движемся с запада на восток, отыскивая достопримечательности, поэтому сворачиваем на развязке и направляемся на север вдоль реки Лехура (притока Куры, сливающегося с ней в городке Каспи). А пока мы не доехали, я немного расскажу о князьях Амилахвари, владевших этими землями на протяжении пяти столетий.
Жил некогда дворянин Иотам Зедгенидзе, потомок древнего рода, известного аж с XI века, но в истории ничем не прославленного. Иотам служил при дворе царя Георгия VIII (1417—1476) и сопровождал последнего во время похода на княжество Самцхе-Саатабаго в 1465 году, незадолго до этого самовольно отделившееся от Грузии. Когда лагерь стоял у озера Паравани, Иотам каким-то образом узнал о готовящемся убийстве царя. Георгий VIII не поверил рассказу, на что Иотам предложил: «Разреши провести эту ночь в твоей постели и проверить истинность моих слов!» Ночью заговорщики, пробравшись в царский шатер, убили спящего в ней Иотама. Оценив преданность, царь наградил детей героя землями и наследственными должностями — моуравов (управляющих) города Гори и амилахоров (командующих конницей). От должности впоследствии произошла фамилия (подобное в Грузии часто имело место), ставшая известной далеко за пределами страны. Сам Иотам Зедгенидзе был причислен к лику святых.
Потомкам Зедгенидзе приглянулся в качестве резиденции древний замок Схвило, отстроенный на возвышенности, с которой все окрестности видны как на ладони. Позже они перебрались на равнину в другую резиденцию и выбрали фамильной усыпальницей собор Самтависи, удобно расположенный недалеко от их основного жилища. Потомки Иотама, известные под фамилией Амилахвари, продолжали славить свой род, сделав его одним из самых влиятельных в Грузии. Многие представители династии занимали высокие придворные и военные чины как при Картлийском царстве, так и после вхождения Грузии в состав Российской империи. Двое были патриархами Грузии: Христофор II и Николоз VII.
1. Вид на Самтависи с автобана Тбилиси-Батуми. На горе виден замок Схвило — первая резиденция Амилахвари.
2. Дорога в Самтависи.
Но вот мы на месте. В наше время громадина собора стоит посреди сонной деревни, проезжая которую можно не встретить ни одного жителя, а когда-то здесь располагалась резиденция епископа и одноименный монастырь, основанный еще — страшно представить — в середине VI века Исидором Самтависским, одним из ассирийских отцов. Но первая церковь на этом месте появилась и того раньше — в 472 году. Построили её по прямому указанию царя Вахтанга Горгасала (440-502). Согласно одним источникам от первой постройки не осталось и следа, согласно другим — древний фундамент находится ниже уровня пола и его можно видеть через стеклянную конструкцию. Как бы там ни было, между современным собором и той первой церковью был еще один храм, сооруженный в виде базилики, так что история Самтависи многослойна и запутана… Могила святого Исидора Самтависского находится в левом приделе собора также ниже уровня пола, над ней горит лампадка. Современное здание начали строить в 1025 году и закончили относительно быстро — спустя всего пять лет (без малого тысяча лет прошла). Для сравнения собор Светицховели в Мцхете строился 19 лет и был завершен в 1029 году, за год до освящения Самтависи. Возможно, оба собора возводились одними мастерами. Но именно здесь впервые в Грузии для декора был использован орнамент, полностью сохранившийся лишь на восточном фасаде. Создатели Самтависи породили целое направление в грузинской храмовой архитектуре. Кроме собственно собора на территории сохранилась небольшая часовня, типовая колокольня над главными воротами и каменная ограда — все это постройки XVII-XVIII веков. Все остальные сооружения, как культовые, так и хозяйственные, ушли в небытие, оставив на память фрагменты стен и фундаментов.
3. Колокольня над главными воротами.
4. Для начала обойдем территорию вокруг собора по часовой стрелке. Северный и восточный фасады. На заднем плане видна часовня.
5. Украшение северного фасада.
6. Украшения восточного фасада.
7. Декоративные ниши.
8. Грифон — страж сокровищ.
9. Общий вид со стороны восточного фасада. В том месте, откуда я снимаю, находилась резиденция епископа.
10. Жернова возле развалин резиденции.
11. Украшения южного фасада.
12.
13. Южный фасад в целом. Перед собором фундаменты более ранних построек. Видно, что они были не менее капитальными и основательными.
14. Под фундаментом сохранились подвальные помещения неясного назначения.
15.
16. Часовня у южной стены комплекса.
17. Внутри часовни.
18. Рисунок на старой могильной плите.
19. Южный и западный фасады.
20. Украшения западного фасада. Видно, что орнаменты были демонтированы, а потом собраны «как попало».
21.
22. Портал. Войдем внутрь.
Около 1500 года в результате землетрясения обрушился купол и пострадали три стены. Собор пришлось восстанавливать, а в некоторых местах и переделывать. Следы реставрации особенно заметны на южном фасаде, разноцветном от кладки разных эпох. Не тронутым остался восточный фасад, благодаря чему на нем сохранились богатые резные орнаменты, бывшие, возможно, со всех сторон храма. Вероятно, в то же время была перестроена одна из опорных колонн — единственная сделанная в виде пилона, а не в виде восьмиугольной призмы, к тому же она как-то странно повернута, нарушая симметрию внутреннего пространства. Имеет ли это обстоятельство какой-то «космический» смысл не ясно, но явно является не обычным архитектурным решением, и едва ли так получилось в результате спешки… Во время описываемых событий пострадали и фрески. То, что не подлежало восстановлению было расписано заново, но позднее — в 1679 году, о чем повествует надпись на стене храма. Однако, до наших дней сохранились только фрески на куполе и апсидах. В одном из комментариев к другой статье мне написали, что роспись Самтависи была уничтожена в советское время, однако подтверждений этому я не нашел, зато нашел обратную информацию — о специальных научных реставрационных работах, проведенных в 1964 году. [Ответ от одного из читателей: «Фрески уничтожили при захвате восточной Грузии царской Россией. Их, как в этом храме, так и во множестве других храмах, намеренно забелили побелкой. В частности Алаверди, Ахали Шуамта, храм Симона Кананита, Светицховели, Мокви, Кацхи, монастырь Бодбе, церковь Кватахеви, Самтавро. Последнюю «реставрацию» современные вандалы проводили недавно. В Грузии напрочь разучились восстанавливать в первоначальный облик храмы. На кровле должна быть не черепица, а перекрытия из камня, как на храме того же периода и того же стиля Светицховели. А то купол в одном стиле, а все остальное в другом.»]
23. Слева видна повернутая колонна.
24. Купол.
25.
26. Роспись заалтарной части собора.
27. Херувим.
28. Та часть храма, где росписи не осталось, действительно выглядит так, будто её «чистили» от фресок.
29. Общий вид. На заднем плане «повернутая» колонна. Обратите внимание на надгробия семьи Амилахвари и стеклянный пол.
30. Надгробный камень в «повернутой» колонне.
31. Одна из плит на полу.
32. Святые, связанные с Самтависи?
33. Могила Св. Исидора Самтависского.
34. Село Самтависи. Удивительное соседство — чьё-то хозяйство срослось с древней монастырской стеной.
Теперь посмотрим, как жили именитые грузинские князья. Если продолжить движение от Самтависи на север, то до крепости Схвило, которую выбрали себе в качестве дома сыновья храброго Иотама Зедгенидзе, всего пять километров. Я, впрочем, туда не поехал по ряду причин. Во-первых, видел фотографии и знал, что кроме стен ничего особенного там нет. Во-вторых, моя машина совсем не для поездок по бездорожью. И, наконец, в-третьих, буквально в километре находится фактически линия фронта — граница т.н. Южной Осетии, от которой (особенно в то время) был смысл держаться подальше.
35. Замок Схвило.
О замке Схвило кое-что известно, но не особо интересное. Предположительно, он был возведен в X веке и как-то связан с кахетинскими азнаурами (низший дворянский титул) Дачи и Иване Схвилоселни, упоминаемыми в летописях «Картлис Цховреба». В 1629-м замок послужил царю Симону II — вероятно, монарх пользовался им за несколько месяцев до смерти. Описаны случаи, когда представители Амилахвари укрывались в замке во время локальных конфликтов. Так некто Иотам Амилахвари в 30-е годы XVII века атаковал войска проиранского царя Картли Ростома и даже одержал победу. Столетие спустя в 1742 году Гиви Амилахвари скрывался за стенами замка во время восстания против Персии, замок выдержал осаду. Тогда же около Схвило произошло сражение. С XVIII века замок не используется.
36.
Пожив два с половиной столетия в Схвило, Амилахвари отстроили себе ровно на полпути к собору Самтависи (сейчас здесь село Квемо-Чала) новую резиденцию, более удобную, соответствующую течениям времени и моде XVII века. Соседи, среди них Мухранские князья, также в это время переселялись из тесных горных казиматов, более подходящих для обустройства тюрем, в удобные равнинные имения. Первоначально комплекс состоял из трех крепостей, отстоящих на некотором расстоянии друг от друга и никак между собой не связанных — возможно, в них жили разные семьи. Самая старая из крепостей и наверняка основная находилась западнее двух других и имела помимо собственно небольшого двухэтажного дворца, от которого почти ничего не осталось, церковь и башню-колокольню. Все это было небольшим по площади и, конечно, ни в какое сравнение не шло с огромными дворцами европейской знати.
37. Замок Амилахвари в Квемо-Чала. Вид с дороги.
Если крепость Схвило изредка появляется в хрониках, то про новый дворец сказать почти нечего. Лишь Вахушти Багратиони упоминает один эпизод, относящийся к 1728 году, когда «подошли лезгины к Чала, убили Амилахора Эрасти, сына Реваза и, разгромив Чала, вывели тысячу душ пленников и ушли». Собственно отношение современников к историческому замку такое же: на грани игнора. Последняя (и, полагаю, единственная) реабилитация была проведена в советское время, когда был укреплен балкон и заменены перекрытия в башне. Тогда же на одном из бастионов появилась памятная табличка, давно проржавевшая насквозь.
38. Ржавый квадрат на бастионе — все, что осталось от таблички.
39. Вид на южный угол резиденции, где располагался миниатюрный княжеский дворец.
40. Собственно резиденция представляет собой маленькую крепость внутри большой крепости. Внешняя крепостная стена размером примерно 150 на 70 метров тянется аж до реки Лехура. Резиденция занимает маленький угол этой обширной укрепленной территории.
41. Зайдем внутрь. Прямо — развалины дворца.
42. Я нахожусь внутри дворца. Тесно, как они тут жили?
43. Вид в другую сторону.
44. Заглянем сначала в церковь. У входа могила одного из представителей рода Амилахвари — мтавара (то есть владетельного князя) Вахтанга Симоновича Амилахвари. Не понятно, почему здесь, а не в Самтависи.
45. Барельеф на фасаде.
Церковь — самая ранняя постройка всего комплекса. По фрагментам сохранившейся на восточном фасаде надписи известно, что она была построена при Гиви Амилахвари неким Карумидзе Папуной в 70-80 годах XVII века. Когда-то фрески были заштукатурены, но небольшие еле читаемые фрагменты сохранились.
46. Фамильная церковь.
47. Фрагменты росписи.
48.
49.
Самое интересное (потому что не типичное) строение всего комплекса в Квемо-Чала — башня с балконом, примыкающая к церкви. Первый этаж башни является как бы крыльцом перед входом в церковь. Изначально башня была колокольней и судя по куполообразному потолку второго этажа вторым этажом и заканчивалась (это видно даже по кладке). Затем её перестроили, добавив еще один этаж и соорудив на крыше террасу. Узкая лестница припрятана сбоку и, если сначала оказаться перед входом в церковь, то и в голову не придет, что она проходит внутри угловой арки. Второй этаж имеет камин, означающий, что помещение было жилым. Камин есть и на третьем этаже. Там же невесть откуда взявшиеся квеври для вина, которым обычно место в подвале (уж не на случай ли длительной осады были сделаны все эти перестроения?). На террасу, увы, подняться без приставной лестницы нельзя, зато можно выглянуть с балкона. Но осторожно! Он давно в аварийном состоянии.
50. Вход в башню.
51. Ступени выложены из кирпича.
52. Упс… Опять спугнул влюбленную парочку. Это уже превращается в традицию.
53.
54. Потолок второго этажа выложен кирпичом в виде купола, напоминая мечеть в Ахалцихе.
55. Третий этаж.
56. Балкон.
57. Вид с балкона.
С балкона открывается вид на обширный двор внешней крепости. Не знаю, откуда я взял — возможно, подсказали местные, а возможно, где-то вычитал — но особнячок, выходящий парадной частью на дорогу, а задней во двор крепости, является последним фамильным домом князей Амилахвари. Построен он был в XIX веке, когда вопросы обороны отошли на последний план, и выполнял чисто жилые функции, являясь загородным имением. В советское время в нем располагались сельские конторы, для которых в нынешних реалиях места не нашлось. Так и стоит прекрасное здание заброшенным, ждёт инвестора.
58.
59.
60. Камин.
А напротив особнячка, через дорогу, находится школа, во дворе которой сохранилась башня — то немногое, что напоминает нам о других крепостях комплекса Амилахвари. Рядом с башней небольшая церковь, сильно перестроенная, но также стоящая на этом месте с XVII (XVIII) века. Еще одну башню, относящуюся к третьей крепости, можно найти, поездив по Квемо-Чала. Севернее села отмечена еще пара одиноких башень не ясного происхождения, но находятся они прямо на границе, и попытка их осмотра совершенно не стоит того, чтобы нарваться на неприятные вопросы.
61.
28 октября 2014 г.
Смотреть другие рассказы о Грузии.
Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через Яндекс.Деньги или PayPal.