От озера Кезеной-Ам до села Хой ведет накатанная грунтовка. Еще недавно, любуясь как тень падает на бирюзовую от солнца воду, мы и представить себе не могли, что увидим еще более величественные виды. Но вот мы подъехали к свежему капитальному домику (их здесь три-четыре от силы). Пока кто-то остался готовить обед остальные отправились под предводительством главы администрации села Хусейна Дебирова осматривать заросшие высокой травой руины.
1.
В прошлой части я рассказывал про Харачой, куда разрешили вернуться коренным чеченцам после депортации. Сейчас это обычная деревня с однообразной сельскохозяйственной жизнью, разбавляемой приезжающими сюда на лето детьми. Село Хой постигла другая участь. Кто-то «наверху» принял решение, что вернувшиеся сюда люди могут быть опасны для Советской власти, ведь труднодоступные горные районы тяжелее контролировать, и объявил эти места нежилой зоной. Определенная логика в этом, несомненно, была, учитывая тот факт, что вооруженное сопротивление небольших групп в республике продолжалось вплоть до семидесятых годов. Не стоит забывать и то, что мы приехали летом и по сухим дорогам. Зимой, вполне вероятно, попасть сюда непросто. За несколько десятилетий стоявшие без хозяев каменные дома превратились в руины. Хотя, постройки кажутся такими добротными, что, не исключено, что дома разрушали специально. Потом вроде бы времена поменялись, но пришла война и разрушила то, что осталось. Всего пару лет назад село получило шанс если не на восстановление, то хотя бы на то, чтобы не остаться в истории.
Те, кто здесь жил, наверняка, даже и не представляли, что это одно из самых красивых мест России. Общий вид:
2.
3.
4.
Крыш давно нет, да и стены сохранились не везде. На следующей фото видно, что там где по стене проходит темная полоса были перекрытия, разделявшие этажи.
5.
Самые целые постройки выглядят так:
6.
7.
8.
В целом стены разобраны почти до основания. Лет 10 назад федеральными войсками было взорвано последнее целое здание в селе – древняя сторожевая башня, построенная над ущельем. Якобы башня могла стать пристанищем боевиков. Боевики действительно захаживали и даже скрывались в руинах, о чем говорят пустые консервные банки, но уничтоженную башню все равно жалко, для кого-то это была часть его собственной истории, истории его рода, а на Кавказе к таким вещам обычно относятся серьезно.
9.
В основном сохранились лишь фрагменты стен:
10.
11.
12.
На фотографии ниже Хусейн стоит на руинах своего родового дома. Он родился во время депортации в Казахстане. Деревню, какой она была с незапамятных времен, он, естесственно, не видел. Но какая-то неведомая сила заставила его заниматься возрождением этого места. Сейчас начато активное восстановление населенного пункта. По указу главы Чечни село получило статус административного центра. Выходцы из села, проживающие в равнинных местах республики, могут вернуться сюда и, вероятно, получить какие-то льготы. Если я правильно помню, то сюда даже проведен газ, что вообще немыслимо, учитывая отдаленность места и количество жилых домов.
13.
Внутри дома. Похоже, это подвальные помещения. Посмотрите, какая кладка.
14.
Стены выкладывались без раствора:
15.
16.
17.
Но несмотря на это здесь можно обнаружить даже сложные архитектурные элементы:
18.
А виды здесь просто не описать словами:
19.
Настоящие альпийские луга:
20.
21.
22.
Цветы необычайной красоты:
23.
Маленькое видео, может, лучше передаст красоту этих мест:
Заметил какие-то руины на склоне соседней горы. Похоже, там стояла башня.
24.
Отдельного внимания заслуживает старое сельское кладбище. Это одно из самых фотогеничных и красивых кладбищ, что я видел.
25.
Надгробные камни заросли травой:
26.
Несмотря на то, что мусульманские обычаи предписывают не выделять покойников, некоторые надгробья явно принадлежат почитаемым людям. (Одно из таких надгробий и на заглавной фотографии.)
27.
Если в обычной массе установлены просто камни без опознавательных знаков, то некоторые надгробья сложены в виде домиков, а на плитах внутри них видны рисунки и какие-то символы:
28.
Над кладбищем парили огромные птицы, наверное, орлы:
29.
Тем временем мои друзья ушли с Хусейном на осмотр развалин. Закончив лазить меж надгробий, я решил последовать за ними, но, естественно, никого не нашел, зато подошел к самому обрыву на краю деревни и сделал несколько хороших снимков. Глядя на уходящее вдаль ущелье реки Ансалта, понимаешь почему село называется Хой (в переводе с чеченского «хо» означает «поселение стражников»). Вполне возможно, столетия назад в этом месте пролегала одна из многочисленных «веток» великого шелкового пути. Назад я выбирался сквозь траву выше моего роста. Чтобы оглядеться мне приходилось залазить на остатки стен. По дороге я думал, а какова вероятность наткнуться здесь на какую-нибудь растяжку, оставшуюся с тех пор, когда здесь вылавливали боевиков.
30.
Дома современного Хоя выглядят обычно и внимания не заслуживают:
31.
Дома у Хусейна обнаружился горский наряд.
32.
Настало время возвращаться назад. С одной стороны на склоне горы видны горки камней. Когда-то здесь процветало земледелие, а найденные в земле камни крестьяне складывали столетиями (!) в одну кучу.
33.
С другой стороны естественные террасы:
34.
Бросив последний взгляд на всю эту красоту, мы уехали старой дорогой к озеру Кезеной-Ам, а потом после небольшого пикника дальше в Ведено. Возле села Харачой, где дорога представляет собой серпантин, увидели древнюю тропу, по которой ходил имам Шамиль (а возможно и сам император Александр II здесь карабкался):
35.
Остановились, чтобы купить мёд. Интересно, что пасеку хозяин держит прямо возле дороги у дома, построенного в 1862 году (в то время здесь располагался пост). Пасеки в Горах встречаются часто. Мёд не скажу, что прямо дешевый, зато можно быть уверенным в его качестве.
36.
Современный пост попался нам чуть позже на въезде в Ведено:
37.
Еще одну остановку мы сделали в селе Ца-Ведено, где нас привлекла мечеть. Судя по основанию, очень старая.
38
Рядом в речушке мальчик ловил рыбу:
39.
А маленькая девочка смотрела на него, стоя на ограде моста:
40.
Вроде бы обычная сельская жизнь, но идиллию нарушали еще кое-где не замененные простреленные в решето металлические заборы, напоминающие о зачистках, проведенных в селе ОМОНом. И четыре креста возле блок-поста, где были убиты в 2000 году российские солдаты.
Наш маршрут:
1 — Кезеной-Ам
2 — Хой
3 — Ца-Ведено
26 июля 2012 г.
В следующей части мы отправимся в Итумкалинский район в печально знаменитое Аргунское ущелье, где казним боевика горы кажутся совсем неприступными.
Все рассказы из этой поездки:
Часть 1. Перелет в Грозный.
Часть 2. Литературные места.
Часть 3. Дорога в Веденский район и озеро Кезеной-Ам.
Часть 4. Село Хой и возвращение в Грозный.
Часть 5. Дорога в Итум-Калинский район.
Часть 6. Мертвый город Цой-Педе.
Часть 7. Грозный – центр мира.
Часть 8. Донди-юрт и музеи Грозного.
Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.