Предыдущий рассказ закончился на том месте, когда мы приехали к повороту на село Шунды, где в Аргун впадает река Гешучу. Майский паводок смыл мост, его остатки вперемежку со стволами поваленных деревьев лежали немного ниже по течению. Водитель одного из проезжавших мимо камазов сказал, что даже если мы и переедем реку, то запросто можем застрять где-нибудь дальше на дороге. Сопровождавший нас из Грозного Саид, о котором я уже упоминал в предыдущих постах, отправился на расположенную поблизости воинскую часть в надежде одолжить там хоть какой-нибудь транспорт, способный переехать подлую Гешучу, такую спокойную и чистую сейчас, но выворачивающую с корнем деревья весной. Вскоре он вернулся с плохими известиями. Военные с сожалением отказали – каждый выезд машины строго фиксируется. За подобное самовольство у всех могли возникнуть проблемы. Меж тем наступал вечер, до захода солнца оставался час-полтора, по истечении этого времени вся поездка потеряла бы смысл. Идти пешком несколько оставшихся километров тоже было не резон.
1.
Пока все обсуждали сложившуюся ситуацию никто и не обратил внимание на то, что наш водитель Зелимхан по колено в воде что-то вымерял, перекладывал какие-то валуны.
2.
Вскоре он спокойно сел в машину и с грохотом перебрался на другой берег. Да, люксовый мерседес начерпал воды, да, мы смяли бампер и разбили катафоты. Но поездку можно было продолжать.
Когда мы остановились у очередной погран заставы, солнце уже коснулось вершины близлежайшей горы. У нас оставались последние минуты, чтобы сделать кадры мёртвого города в закатных лучах. Но наверх еще надо было забраться. Никогда раньше я так не спешил в гору.
Вид от первых могильников на заставу и дорогу. Удивился, что в этой глухомани расположен такой новый и приличный военный объект. Поскольку нам никто не давал инструкций не снимать или не публиковать эти фотографии (да и глупо это, согласитесь – место есть и на Яндекс.картах), то выкладываю их. (ЗДЕСЬ еще один ракурс.)
3.
Первый кадр:
4.
Общий вид:
5.
В домиках с окошками складывали тела умерших. В каком количестве непонятно, но в хорошо сохранившихся гробницах можно увидеть полки, как в плацкарте. А количество костей говорит о том, что в каждом склепе были погребены по несколько человек.
6.
7.
Некоторые гробницы совсем вросли в землю. Возможно, это уберегло их от разграбления и туристов-вандалов, забиравших черепа под пепельницы.
8.
Кости небрежно разбросаны. Кто их так раскидал: стихия или человек? На костях, оказавшихся внизу завалов, можно разглядеть остатки плоти и тканей.
9.
10.
Склепы:
11.
12.
13.
14.
Узкое окошко склепа:
15.
На могильниках прямо сквозь камни растет молодило. Говорят, это расстение дает жизненную силу, и обладает чуть ли не эффектом виагры.
16.
17.
18.
19.
Кладка:
20.
Башня внутри:
21.
За годы здесь на славу потрудились вандалы.
22.
Надписи на грузинском заканчиваются судя по датам в самом начале девяностых. С тех пор, подозреваю, и туристов-то здесь почти не было, мы точно в первой сотне.
23.
Древние символы:
24.
25.
Остатки аула:
26.
27.
Во время войны в каменных развалинах прятались боевики, а позже здесь был наблюдательный пункт. В одном месте нам попался даже остаток телефонного провода. Так, древние постройки на время получили вторую жизнь:
28.
Этот склон горы смотрит на Грузию, до границы отсюда, кажется, рукой подать. Вон та гора посередине уже грузинская. Но среди таких громадин расстояния воспринимаются не так, как на самом деле. По прямой здесь где-то четыре километра.
29.
Если приглядется, то на соседних горах видны остатки каких-то построек, на одной из них – селение Коротах. Даже не верится, что когда-то здесь кипела жизнь.
30.
31.
32.
33.
А вокруг величественные горы:
34.
35.
36.
37.
38.
Настало время прощаться с мертвым городом, ради которого я и приехал в Чечню, но в который мог так легко не попасть. Взгляд на некрополь снизу, видна одинокая башня.
39.
40.
Мы вернулись той же дорогой к злополучной речке Гешучу. Мимо гор,
41.
42.
водопада,
43.
живописного деревянного моста через Аргун, возле которого прямо в кустах дежурил снайпер (натолкнулись на него, когда кто-то отошел по малой нужде),
44.
и одинокого дерева, стоящего на самой вершине неприступной скалы.
45.
Только в этот раз микроавтобус застрял прямо посреди реки. Пришлось ждать попутную машину, которая с трудом, но вытащила нас.
46.
Вернулись мы уже глубокой ночью. Грозный, словно замерший на весь день из-за Рамадана, как раз только начинал оживать. О чеченской столице будет рассказ в следующей части.
47.
Наш маршрут:
1 — Река Гешучу, поворот на Шунды. Здесь застряла машина
2 — Цой-Педе
27 июля 2012 г.
Все рассказы из этой поездки:
Часть 1. Перелет в Грозный.
Часть 2. Литературные места.
Часть 3. Дорога в Веденский район и озеро Кезеной-Ам.
Часть 4. Село Хой и возвращение в Грозный.
Часть 5. Дорога в Итум-Калинский район.
Часть 6. Мертвый город Цой-Педе.
Часть 7. Грозный – центр мира.
Часть 8. Донди-юрт и музеи Грозного.
P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником.
Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.