Дорога из Сиемреапа в Пномпень занимает целый день, чтобы вам не обещали те, кто продавал билет. Лучше ехать на ночном слипер-басе — это и экономия времени и возможность поспать в горизонтальном положении. Но такой выбор сделал бы настоящий путешественник, а нашей банде с детьми и чемоданами пришлось телепаться на дневном автобусе. Дорога скучная. Те, кто подобно мне надеялся увидеть неприкрытую жизнь Камбоджи в окно автобуса будет разочарован, поскольку нет там никакой жизни и никакой этнографии — всё на всё похоже и видено уже тысячу раз до.
1. Типичный пейзаж по дороге из Сиемреапа в Пномпень.
В пути предусмотрена пара остановок на туалет/перекус. Эти места очень-очень местные. Тот, кто брезгует азиатской кухней, может остаться без обеда. Разве что фрукты можно раздобыть в таких местах да какие-то напитки.
2. Скульптура у одной из таких остановок.
3. Мельница на колёсах.
Как такового автовокзала в Пномпене нет, и каждая автобусная компания высаживает пассажиров или у собственного офиса или где придётся. Приехав уже вечером, мы вышли на какой-то узенькой улочке, километр до гостиницы топали пешком через торговые ряды. Прошли квартал, где занимаются то ли производством то ли обтяжкой мебели. Потревоженные огромные тараканы то и дело выскакивали из под ног и ныряли в решётки ливнестоков. Пересекли в неположенном месте один из центральных проспектов. Вышли на улицу, заполненную бомжами и продавцами певчих птиц. Наконец, дошли до гостиницы и разошлись по номерам. (Гостиница Cardamom Hotel & Apartment не вполне скромно и заслуженно присвоила себе 4*, но я тем не менее порекомендую её, поскольку и номера хорошие, и местоположение удобное, и завтраки порадовали, и, главное, здесь нам помогли с билетами в Сиануквилль, так что бронируем, кому надо.) На ужин отправились в ресторан под окнами, привлечённые орущей из него музыкой. Ресторан оказался пивным шатром с караоке, в котором хоть и было меню, но всё оказалось настолько погано приготовлено, что мы ушли полуголодные.
4. Утренний Пномпень из окна гостиницы.
Из Википедии: Город возник в 1372 году. Согласно легенде, основан монахиней по имени Пень, которая увидела плывущий по реке Меконг ствол дерева лумбанг, в ветвях которого что-то блестело. Оказалось, что это 4 бронзовые статуи Будды и одна каменная. Статуи, возможно, были смыты из одного из лаосских храмов. При содействии Пень рядом с её домом был насыпан большой холм (пном), и установлен алтарь, на котором были размещены изваяния. Впоследствии на этом месте возник монастырь Ват Пном. Пном (Дон) Пень по-кхмерски обозначает холм (матушки) Пень. Впервые столицей город стал в 1431 году, когда правивший в то время король Понъя Ят, бежавший от тайского разгрома, перенёс столицу из Ангкор-Тхома. Столица несколько раз перемещалась и находилась то в Срей Сантхор, то в Поусате, то в Ловеке, то в Удонге. Только в 1866 году, в правление короля Нородома I Пномпень стал постоянным местом нахождения правительства и столицей Камбоджи, а также тем местом, в котором был построен Королевский дворец. Начиная с 1870-х годов, французские колониальные власти превратили деревушку на реке в город, в котором они построили гостиницы, школы, тюрьмы, бараки, банки, конторы, телеграф, суды и больницы. В 1872 году современный город впервые обрел форму, когда французы заключили контракт с подрядчиком Le Faucheur на постройку 300 каменных домов для продажи и сдачи в аренду китайским торговцам.
В Пномпене не так много достопримечательностей, но они есть. Особых впечатлений я не испытал, но каждое из увиденных мест в своём роде знаковое и заслуживает внимания. Наш день начался с посещения Королевского дворца, куда мы отправились на тук-туке сразу после завтрака. Перед дворцом кто-то настоятельно советовал нам не посещать дворец, мол, тот закрыт на выходной, но мы не поверили и правильно сделали. Дворец и Серебряная пагода возле него (своего рода хранилище религиозных богатств королевства) — это тонны позолоты на резных деревянных завитушках. Больше всего мне понравилась роспись на стенах, окружающих пагоду.
5. Королевский дворец.
6. Жена (или жёны) короля каждый день недели носили платье определённого цвета. Пффф! Скукота.
7. Боковые ворота на входе в пагоду.
8. Ступа одного из королей.
9. Фрагменты росписи.
10.
11. Да, знатная была заворушка.
12.
13. Королевские носилки. Фу, какая пошлость. Скромнее надо быть.
Выйдя за пределы королевской ограды, мы двинулись к набережной Меконга. Не знаю с чего я решил, что там должно быть красиво, наверное, спутал Европу с Азией. До набережной шли долго, пытаясь найти проход в сплошной застройке, зато купили по дороге семена лотоса, виденные мной в одной из посвященных Камбодже передач. Вроде бы и вкусные, но больше нескольких семечек есть не хочется. Современный Пномпень с его домами из стекла и бетона оказался скучным. А набережная с паромами и лодками чем-то напомнила Конго между Киншассой и Браззавилем.
14. Семена лотоса.
15. Современный Пномпень.
16. Не иначе — Пномпень-сити.
17. Набережная Меконга.
Время близилось к чек-ауту. Поймав тук-тук, мы двинулись в обратном направлении, по дороге глянув выполненную в форме лотоса ступу Монумента Независимости. В отеле мы разделились. Женщины и дети остались обедать и собирать вещи, а мужчины отправились к рынку добывать билеты на автобус в Сиануквилль. Побродив безрезультатно вокруг рынка, зайдя в пару офисов и так и не найдя ни одного варианта, который был бы удобнее или дешевле того, что нам был предложен в гостинице, мы вернулись назад. Вся территория внутри и вокруг рынка — неисчерпаемый путеводитель по тому, как и чем живёт настоящий бедный Пномпень. Именно рынок с его бесчисленными лавками, пережаренными на угле сомиками (ещё один привет далёкой Африке) и улицы вокруг, обвешанные проводами и задымлённые мопедами — моё самое яркое впечатление от камбоджийской столицы.
18. Рынок.
19.
20. Еда.
21. Ракушки в специях. Начал было пробовать, но сразу не впечатлился. Местные разбирают как семечки.
22.
23.
24.
25.
26. Улицы.
27.
28.
29.
30. Цивилизация наступает.
31. У отеля. Кусочек колониального прошлого.
32. Птички.
Оказавшись в отеле, мы выкупили билеты на вечерний рейс к побережью. Оставшиеся несколько часов было решено отвести на посещение мест, связанных с режимом Красных Кхмеров, — тюрьмы Туольсленг и Полей Смерти. Помню, что пытался настроить своих попутчиков на то, что пред нами предстанет что-то ужасное, где каждый посетитель уходит потрясённый и с солью, оставшейся под глазами от непрерывных слёз. Реальность несколько отличалась от картины, которую рисовало воображение.
Из Википедии: «Красные кхмеры» — неофициальное название коммунистического течения аграрного толка в Камбодже. Их идеология базировалась на маоизме, а также неприятии всего западного и современного. При них:
— Государство Камбоджа было переименовано в Демократическую Кампучию. Год прихода к власти «красных кхмеров» был объявлен нулевым.
— Всё население страны было разделено на три основные категории. Первая — «основной народ» — включала в себя жителей областей. Вторая часть — «новый народ». Это жители городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории или под контролем марионеточных сил Лон Нола. Эта часть населения должна была быть подвергнута серьёзному перевоспитанию. Фактически же, эта группа населения оказалась на положении рабов, особенно те из них, кто был перемещён в северные и северо-западные районы страны. 99 процентов всех погибших от голода и болезней в 1975 году были как раз выходцами из городов, то есть принадлежали к «новому народу». Третья часть — интеллигенция, реакционное духовенство, лица, служившие в государственном аппарате прежних режимов, офицеры и сержанты лонноловской армии, ревизионисты, проходившие подготовку в Ханое. Эта категория населения должна была быть подвергнута широкомасштабной чистке, фактически — тотальному истреблению.
— Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны, где продолжительность рабочего дня часто достигала 14 часов.
— Обобществлённых детей изолировали в концлагеря, где им должны были привить любовь к действующему режиму и Пол Поту, а также заставить их ненавидеть своих родителей.
— Были «отменены» (полностью уничтожены) системы медицины, образования, науки и культуры. Больницы, школы, вузы, библиотеки, все другие учреждения культуры и науки были закрыты. Были запрещены деньги, иностранные языки, иностранные книги. Было запрещено писать и читать что-либо, кроме указов и прочих документов командования. Ношение очков рассматривалось как неблагонадёжность и служило одним из пунктов обвинений вплоть до расстрелов.
— В результате репрессий убито, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек, — точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения режим «красных кхмеров» — один из самых жестоких режимов в истории человечества.
Школа Туоль Свай Прей (ныне Музей геноцида «Туольсленг») в период с 1975 по 1979 гг. использовалась Красными Кхмерами как печально известная «Тюрьма безопасности 21». За эти годы через неё прошло приблизительно 17 000 заключённых (некоторые предполагают, что их число было больше 20 000 человек, хотя действительное число неизвестно). Когда в начале 1979 года Пномпень был освобождён, живыми в S-21 было обнаружено лишь 7 человек. На бывшем школьном дворе расположены 14 могил — последних жертв, которые были замучены до смерти, в то время как вьетнамские войска приближались к городу. В школе сохранились деревянные и кирпичные камеры, а также пыточные. Пыточные впечатляют больше всего. В них те же железные кровати, к которым привязывали жертв и тот же кафель, по которому растекались лужи крови. Кажется, что даже пятна от крови сохранились. На стенах фотографии, снятые освободителями города, на которых запечатлены привязанные к кроватям тела последних жертв.
33. Памятники во дворе.
34.
35. Инсталляция, показывающая способ пытки.
36. Классы — пыточные.
37. Одна из пыточных. На стене — фото с телом замученного на этой кровати.
38. Камеры.
39.
40. Окончившие свою жизнь в тюрьме.
41. Мемориал в одной из комнат тюрьмы. На полках разложены черепа жертв.
Поля Смерти — собирательное название всех захоронений жертв режима Пол Пота. На территории Камбоджи около 20000 таких мест. Самое известное из них — участок Чоэнг-Эк в 17 километрах от центра столицы, в котором было обнаружено 8895 останков. Из-за пробок и бесконечных светофоров мы добирались туда слишком долго, поэтому на осмотр осталось мало времени. Впрочем, много его и не требуется, всё расположено на небольшой территории. Несколько участков захоронений и ступа, сооружённая в память о жертвах Красных Кхмеров, состоящая из стеллажей с найденными здесь костями. Все эмоции, возникающие при посещении мемориала, связаны не с увиденным, а с представленным на основе прочитанных скупых табличек. К примеру, таких: «дерево Чанкири, о которое палачи убивали детей». Убийство сопровождалось смехом, поскольку отсутствие смеха могло быть расценено как сочувствие и тогда уже к палачу могли возникнуть вопросы.
42. Ступа.
43. И её содержимое.
44. Здесь были массовые захоронения.
45.
46.
47. Иногда дожди размывают почву, вынося на поверхность обрывки принадлежавшей жертвам одежды.
48. То ли заросшее озерцо, то ли заполненный водой котлован общей могилы.
49. Антикокосовая сетка.
Дорога назад заняла ещё больше времени, поэтому мы опоздали ко времени отправления автобуса. Быстро покидав в тук-тук дожидавшиеся наш чемоданы, мы предприняли попытку догнать автобус и у нас получилось. Автобус, оказавшийся минивеном, долго вёз нас по перегруженной трассе, вместо обещанных скольки-то часов растянув дорогу в полтора раза. Уже глубокой ночью мы были высажены на пыльной площади Сиануквилля.
19-20 апреля 2019 г.
Все отчеты из этой поездки:
Таиланд, реки.
Таиланд, Као-Лак.
Камбоджа, Ангкор.
Камбоджа, Пномпень.
Сиануквиль и окрестности.