Грузия, монастырь Зарзма.

Категория: Путешествия Опубликовано 05.07.2016, в 12:20 Теги: , , Просмотров: 4 732

Монастырь Зарзма расположен в пяти километрах от города Адигени на Трансаджарской трассе, связывающей Батуми с Ахалцихе. О живописнейшей 180-километровой дороге через перевал Годердзи я уже рассказывал. Настало время поведать о лучшем из творений рук человеческих на этом отрезке.

1. Монастырь Зарзма на знаке, установленном на Границе Аджарии и Самцхе-Джавахетии.
Грузия, монастырь Зарзма

Монастырь хоть и находится в стороне от основных достопримечательностей, но найти его не составит труда. Если в ваших планах будет посещение Боржоми и тем более Ахалцихе, то можно выделить полдня и на поездку сюда. Достаточно добраться до Адигени и спросить дорогу у первого встречного. А для тех, кто подобно мне будет двигаться через Годердзи, монастырь окажется буквально перед носом.

2. Храм и колокольня монастыря.
Грузия, монастырь Зарзма

3. Галерея-притвор над входом в храм.
Грузия, монастырь Зарзма

У монастыря долгая и непростая история, начавшаяся в области Тао-Кларджети, являющейся частью Турции уже несколько столетий с перерывом на XIX век. Буквально в 10 километрах от Артвина на дороге Артвин-Ардаган, о которой я также рассказывал, существовал некогда известный монастырь Хандзта, от которого до наших дней сохранились лишь фрагменты стен и чудом уцелевшие купола (одно из последних обрушений произошло в 2007 году после обильного снегопада). Еще жив был основатель монастыря Григорий Хандзтийский (ум. в 861 г.), один из самых известных святых Грузинской Православной церкви, когда в монастыре появился шавшетец (рассказ о крепости Шавшети доступен по ссылке выше) Михаил (Микел) Парехский. Святой Михаил неподалеку в труднодоступном скалистом пещерном месте построил маленькую часовню и монастырь Парехи (переводится как «пещера»). Одним из его учеников стал будущий основатель Зарзмы Серапион. Серапион происходил из семьи известного в Кларджети вельможи, но, лишившись родителей, решил стать отшельником и вместе с одним из своих братьев отправился в Парехскую обитель, где и подвизался. Однажды во время молитвы у преподобного Михаила было видение — отправить братьев Серапиона и Иоанна в Самцхе для основания монастыря, «при этом он показал ему приметы места, на котором, найдя его, они должны были построить монастырь, чтобы в нем собрались многие души во славу Бога и Владыки всех» (Согласно книге «Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона Зарзмели», написанной племянником прп. Серапиона и пятым настоятелем Зарзмы прп. Василием Зарзмским в X веке). Серапион устрашился этой великой чести и обязанности, но покорился благословению духовника и около 861 г. вместе со своими сподвижниками отправился в путь, взяв с собой чудотворную икону Преображения Господня (у иконы была своя непростая судьба и в сильно поврежденном виде, но она сохранилась до наших дней и сейчас находится в Национальном музее Грузии. Подробнее об иконе см. здесь. Многие из святынь Зазрмы сгинули в постреволюционное время.). Достигнув Самцхе, в расположенном на окраине долины Утквиса месте Дзиндзе (село Утквисубани я проезжал после Годердзи, см. рассказ о перевале), несмотря на то, что там не было тех примет, которые они искали, монахи стали возводить строения для будущего монастыря и «пробыли там немало дней». Однако «звероподобный безжалостный» владетель местности прогнал монахов к реке, и в трех километрах к западу от нее, «в месте, покрытом лесом, куда не ступала нога человека», они обнаружили все приметы, указанные святым Микелом, в том числе холм и к востоку от него источник. Позже братья встретили князя Георгия Чорчанели, правителя той земли. Впечатленный встречей и проповедью Серапиона Георгий подарил монахам место под строительство будущего монастыря и закрепил за ним всю территорию, какую можно обойти за день. Жители соседнего села Цисквили враждебно встретили эту новость и пытались препятствовать братьям, но ночью землетрясение рассекло скалу, сдерживающую озеро, и потоком воды село было сильно разрушено. С тех пор за местом закрепилось название «Зарзма» (от груз. поражение ужасом). Строительство церкви было завершено в три года. Потом построили кельи, и преподобный Серапион утвердил устав монастыря.

Для сравнения. Так сейчас выглядит монастырь Хандзта.

А это все, что осталось от Парехи.
Turkey, Tao-Klarjeti, Parekhi

Серапион Зарзмзский.

К сожалению, строения времен Серапиона не сохранились. В X веке и позже монастырь перестраивался и расширялся, о чем свидетельствует надпись на камне (979-1001 гг.), перенесенном из несохранившейся церкви и помещенном на стене пристроенного к колокольне придела XI-XII вв. В конце XIII века монастырь разрушило землетрясением, но к началу XIV века начались восстановительные работы. К тому времени относится и формирование архитектурного ансамбля: строительство основных построек и роспись соборного храма и колокольни. В XVI веке регион оказался под властью Османской империи. Сокровищница и знаменитая икона были переправлены в Гурию, в монастырь Шемокмеди, где специально по этому случаю возвели церковь, получившую название Зарзма. Монашеская жизнь в монастыре прекратилась на три столетия. Многие тайны монастыря исчезли вместе с последними братьями. Среди них и местоположение ведущего к реке тоннеля. Восстановление монастыря уже во времена, когда Грузия стала частью Российской империи, связано с именем брата Николая II. Лечившийся и позже погибший в Абастумани, разбившись «на велосипеде с бензиновым двигателем», великий князь Георгий Александрович Романов заинтересовался монастырем. Начались расчистка и реставрация строений и росписей, о чем свидетельствует плохо читаемая надпись 1905 г. Храм был освящен, совершались богослужения, впрочем недолго. После 1921 года в Зарзма располагалась туристическая база, а в 1938 году был открыт музей. Повторное освящение главной церкви совершил в 1989 году Католикос-Патриарх Грузии Илия II, а в 1999 году возродилась монашеская жизнь.

Снимок советского времени. Храм без крестов стоит в зелени и выглядит заброшено.

Если не считать современные постройки, то монастырь состоит из пяти уцелевших зданий. Помимо соборного храма и находящейся к юго-востоку от него двухярусной колокольни сохранились небольшая однонефная церковь Св. Нино, в которой обустроена костница, а также две часовни, одна Св. Николая пристроена с севера к колокольне, другая Св. Георгия находится напротив. Рядом с кафоликоном (храмом) есть также стены двух разрушенных базилик.

4. Колокольня с пристройкой XI-XII вв. Слева — вход в храм, справа — руины часовни.
Грузия, монастырь Зарзма

5. Самая старая часть монастыря — камень с надписью из первой не сохранившейся церкви. В ней говорится о походе грузинского царя Давида III Куропалата против Варды Склира, восставшего на византийского императора.
Грузия, монастырь Зарзма

6. Надпись расположена над входом в придел Св. Николая. Справа — основной храм, прямо — современные хозяйственные постройки.
Грузия, монастырь Зарзма

7. Всё это возведено в последние годы.
Грузия, монастырь Зарзма

8.
Грузия, монастырь Зарзма

9. И работы продолжаются.
Грузия, монастырь Зарзма

10. Красавец-алабай охраняет монастырь.
Грузия, монастырь Зарзма

11. Рельефный крест на восточном фасаде кафоликона.
Грузия, монастырь Зарзма

12. Четырёхстрочная надпись в галерее кафоликона, выполненная асомтаврули (древнегрузинский) и датированная XVI в., является поминальной записью настоятеля Гавриила: помимо него в ней указаны также «его мать, дочь Иване I (князя Самцхе) — Гаяне, бывшая Гулдам» и «отец его Шио, бывший Шота». Очевидно, родители Гавриила приняли монашеский постриг.
Грузия, монастырь Зарзма

13. Надпись на западной стене кафоликона гласит, что, согласно завещанию великого князя Георгия Александровича (ум. 28 июня 1899), заботой матери-императрицы Марии Феодоровны и великого князя Георгия Михайловича при участии придворного архитектора В. Свинина и художника А. С. Славцева восстановительные работы были завершены в 1905 г.
Грузия, монастырь Зарзма

14. Однонефная церковь Св. Нино под которой обустроена костница (оссуарий).
Грузия, монастырь Зарзма

15. Костница.
Грузия, монастырь Зарзма

16.
Грузия, монастырь Зарзма

17. Детали.
Грузия, монастырь Зарзма

18.
Грузия, монастырь Зарзма

19.
Грузия, монастырь Зарзма

20.
Грузия, монастырь Зарзма

Роспись собора, датированная XIV в., хорошо сохранилась. К сожалению, во время реставрации 1903-1905 гг., часть росписи пострадала. Местами поврежденные фрески были сняты, на их месте по свежей штукатурке созданы новые, не всегда корректно воспроизводящие оригинал. Подобное имело место быть и до Османской оккупации, когда некоторые фрагменты заменялись целенаправленно. Но в целом первоначальная роспись отлично сохранилась, и на взгляд паломника или туриста выглядит как единое целое.

21. Общий вид.
Грузия, монастырь Зарзма

22. Купол.
Грузия, монастырь Зарзма

23. Ктиторы (жертвователи, меценаты), вероятно — отец и сын. Один из фрагментов «добавленного» в XVI в. сюжета.
Грузия, монастырь Зарзма

24. Композиция XVI в. Царь Имеретии Баграт III (1510-1565) передает грамоту и палицу настоятелю Зарзмы Серапиону. За ним изображен князь Георгий Чорчанели в молении.
Грузия, монастырь Зарзма

25. Точно идентифицировано изображение группы ктиторов из рода Джакели. Возле изображения широкоплечего мужчины в царских одеждах надпись не сохранилась, однако, если сравнить этот образ с изображением той же семьи в других храмах (в Сафаре и Чуле, 1381), становится очевидным, что это Саргис I Джакели (1266-1285), основатель династии и первый независимый правитель Самцхе, за ним, по-видимому, его сын, согласно надписи Бека Мандатуртухуцеси. Следующие фигуры — сыновья Беки.
Грузия, монастырь Зарзма

26.
Грузия, монастырь Зарзма

27. Изображение на колонне.
Грузия, монастырь Зарзма

28. Алтарная часть.
Грузия, монастырь Зарзма

29. Царские врата.
Грузия, монастырь Зарзма

30.
Грузия, монастырь Зарзма

31. Барельеф.
Грузия, монастырь Зарзма

32. Икона. Серапион Зармзский.
Грузия, монастырь Зарзма

33. Икона «Святая Троица». Самая известная из работ Андрея Рублёва и одна из самых прославленных русских икон.
Грузия, монастырь Зарзма

34. Мощи IX-X вв.
Грузия, монастырь Зарзма

35. Вандализм объединяет все эпохи.
Грузия, монастырь Зарзма

36.
Грузия, монастырь Зарзма

При монастыре есть купель над источником, представляющая собой небольшое сооружение, возведенное еще при преподобном Серапионе, а затем неоднократно, в частности в Х в., обновлявшееся и принявшее современный вид в конце XIII в. Я, к сожалению, о купели узнал уже после поездки и до нее не дошел. Еще монастырь известен своим хором, который, вероятно, можно услышать на службах (но есть и видео на Youtube).

37. Вид от Зарзмы на реку Квейблиани и дорогу, уводящую в сторону безвестных горных деревень Адигенского муниципалитета.
Грузия, монастырь Зарзма

P.S. Если ехать из Тбилиси в Батуми через Годердзи, то, не по километрам, а по затраченному времени, Зарзма окажется где-то посередине пути. Не правда ли идеальное место, чтобы отдохнуть от дороги и пополнить запас сил?

13 июня 2014 г.

Смотреть другие рассказы о Грузии.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика