Россия, Мордовия. Санаксарский монастырь.

Категория: Путешествия Опубликовано 13.03.2012, в 18:11 Теги: , Просмотров: 428

В паломническом центре Серафимо-Дивеевского монастыря есть подробная инструкция как доехать до Санаксарского монастыря из Дивеево. Так вот без карты этих мест (в нашем случае это был навигатор и Яндекс.карты на айпаде) никакая инструкция не поможет. Короткая дорога через Саров непроходима, потому что там режимный объект, а объездной нет. Приходится ехать огородами через какие-то деревни, если соберетесь имейте это в виду. 

1.
IMG_9651.jpg

Чтобы было понятнее какими диковинными тропами мы двигались, ниже привожу фотографию из села Теньгушево. Так выглядит центральная площадь. Возможно, это был базарный день и центр в таком состоянии находится не всегда, но уверенности нет. И надо учесть, что Теньгушево — райцентр, остальные населенные пункты меньше и никаких центральных (да и не центральных тоже) площадей не имеют вовсе.

2.

Рождество-Богородичный Санакса́рский монастырь — православный монастырь в Саранской епархии Русской православной церкви. Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Вид на монастырь от дороги:

3.

Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору. Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774), дяди знаменитого тески — адмирала. Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём. Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

Редкие в это время года посетители монастыря:

4.

Башенка на стене:

5.

В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт. Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию. На территории монастыря находится лесопильный комплекс и цех по производству свечей. Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России.

6.

7.

Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В  юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806). Пространственная композиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.

Заходим внутрь.

8.

Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры Нового времени. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века.

9.

Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

10.

Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Важнейшую роль в формировании выразительного образа играет окружающая природа. Ансамбль властно входит в природный ландшафт и своими динамичными формами создает впечатление неисчерпаемой энергии человека.

11.

12.

Здесь также как и в Оранском монастыре нам были рады кошки:

13.

На территории:

14.

15.

16.

Слева от церкви была могила адмирала  Федора Ушакова, но мощи святого недавно были перенесены в храм. На месте могилы осталось надгробие, которое, вероятно, уберут.

17.

Памятник Федору Ушакову возле монастыря:

18.

Святой источник преподобного Феодора и купальни в лесу неподалёку от монастыря.

19.

Источник и вода в купальне замерзли:

20.

Далее мы отправились в Саранск. Погода стояла лютая, сильно мело:

21.

О Саранске образца 2010 года у меня есть отчет (см. Саранск-2010). За прошедшее время в городе развернулась серьезная стройка, такая, что некоторые места я не узнал. А в центре перед гостиницей поставили новый забавный памятник.

22.

Небольшое послесловие спустя полтора года. У меня на полочке до сих пор стоит фотография почитаемого схиигумена Иеронима (Верендякина, ум. 06.06.2001 г.), купленная в монастырской лавке. На ней улыбающийся старец смотрит на кошку. Говорят, монах очень любил кошек… Возможно чувствуя это, коты со всей округи наводнили монастырь. Но тем удивительнее и неприятнее было увидеть в деревянном сортире за монастырской стеной сваленных прямо в выгребную яму мертвых кошек, судя по количеству — просто убитых. Не могу и предположить чьих рук это дело — возле монастыря шла какая-то работа и шатались работники — но надеюсь святое место отношения к этому истреблению не имеет.

Ну и недавно узнал, что после убийства в 1908 году в Тбилиси русского экзарха архиепископа Никона (Софийского), вслед за которым грузинские епископы лишились своих постов и были сосланы по различным монастырям, один из них — будущий католикос-патриарх Грузии Кирион II —попал на несколько лет в Санаксарский монастырь. Кирион II был интронизован в разгар смутного времени 1 октября 1917 года, а спустя всего 8 месяцев его нашли убитым в своей резиденции. В 2002 году был канонизирован.

24 февраля 2012 г.

P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником. 

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика