Национальный музей Грузии — это такое объединение, состоящее из нескольких музеев по всей стране, в том числе прекрасного музея в Сванетии с коллекцией древних икон и недавно показанного мной музея в Сигнахи, запомнившегося картинами Пиросмани. В Музее Грузии имени Симона Джанашия на проспекте Руставели, расположенном буквально через дом от Пушкинского сквера, которому был посвящен прошлый рассказ, представлена основная экспозиция объединения, включающая наиболее ценные археологические экспонаты, найденные на территории Грузии в разное время.
1. Лев. Украшение из захоронения в Цнори.
Поскольку проспект Руставели входит в стандартную ознакомительную экскурсию по городу, музей почти со стопроцентной вероятностью оказывается на пути каждого столичного гостя. Я и сам в ходе своих приездов в Тбилиси несколько раз проходил мимо, постоянно откладывая заход внутрь. А зря! Заглянуть в главную сокровищницу Грузии стоит. Тем более, что как и прочие музеи в стране, этот совсем небольшой, не перегруженный экспозициями и легко осматривается минут за сорок-час. К тому же некоторые знаковые вещи, наподобие фигурки на заглавном снимке, встречаются повсеместно, то и дело проступая в каких-то фонах, вывесках (например, в эмблеме Банка Грузии) и, конечно, после посещения музея воспринимаются в совсем ином свете.
Проспект Руставели не так-то просто перейти, поэтому вид музея с противоположной стороны я не снял. Ниже фото, найденное в интернете.
Музей был основан в 1852 году и вскоре получил название «Кавказский». В 1919 году, с выходом Грузии из состава России, его переименовали в «Музей Грузии». Во время захвата страны большевиками (1921) основная часть экспонатов была вывезена в Европу и вернулась на родину (к тому моменту уже давно Советскую) лишь после Второй Мировой войны. В 1910 году, когда старый музей пришел в негодность, появилось современное здание, спроектированное Николаем Северовым, известным знатоком местной архитектуры и зодчества. Мастер отразил в элементах фасада мотивы, присущие средневековым грузинским церквям. Пережив с потерями первые годы независимости, когда одни экспонаты исчезли во время переворотов, а другие поглотил пожар, музей наконец получил поддержку от государства и теперь не только работает в полную силу, но и развивается.
Парадный вход. Фото из интернета.
2. Главный хол.
3. В холе представлен череп Человека работающего, найденного в Дманиси.
Коллекция насчитывает тысячи грузинских и кавказских археологических и этнографических артефактов, в том числе золотые украшения и монеты, посуду и оружие, иконы и предметы одежды, и охватывает в целом две с половиной тысячи лет развития грузинского народа, начиная со времен Колхиды, продолжая средневековьем и заканчивая тучными (о чем почему-то умалчивается) и мрачными годами в составе СССР.
4. Сокровищница.
5. Пиала, найденная в захоронении в Армази. Выполнена иберийскими мастерами. Древнегрузинское царство Иберия являлось тогда самой восточной провинцией Римской империи.
6. Медальон из Вани, III-I века до н.э. (См. мой рассказ о посещении городища в Вани.)
7. Украшение для волос, Вани, VI века до н.э. Выполнено мастерами Колхиды (древнее государство в западной Грузии).
8. Статуэтки Аполлонов из Вани, III-I века до н.э.
9.
10. Статуэтка, сделанная специально для ритуальных обрядов. Тоже до н.э.
11. Височные кольца из Ахалгори.
12. Еще одна пиала из Армази. II век н.э.
13. Проходим в следующий зал.
14.
15. Колеса от какой-то явно очень древней повозки.
16. Роспись на стенах, сохранившаяся с советских времен.
17. Идем дальше. Кольчуга имеретинского царя Александра III (1639-1660), бывшего одним из первых грузинских монархов, наладивших политические контакты с Россией.
18.
19. Зал, посвященный Персии — стране, игравшей ключевую роль в развитии Грузии (правда, в основном в отрицательном направлении).
20. Персидская живопись. «Весна» (1895/96).
21. «Портрет шаха Насреддина» (1862/63). Иранский шах, кстати, был известным путешественником, бывал и в России. Свои путевые заметки он издавал, в позапрошлом веке книга о его поездках была переведена и издана на русском языке.
22. Нэцкэ.
23. Тонкая работа.
Самый известный зал выделен в отдельный музей — Советской оккупации. Экспозиция представляет собой архивные материалы, приказы о расстрелах, личные дела репрессированных и прочее в том же духе. Многие из представленных документов не переведены, а потому большинству посетителей не понятны. Музею в следующем году исполняется 10 лет, в свое время над его открытием изрядно пошумели как в российской прессе, так и в грузинской. Дошло до того, что в ходе встречи с Михаилом Саакашвили в Санкт-Петербурге в июне 2006 года Владимир Путин, осудив существование музея, заявил президенту Грузии, что многие из ведущих советских лидеров были грузинами. В ответ Саакашвили предложил России открыть музей грузинской оккупации… Вся эта шумиха лишь добавила пиара, превратив музей в туристический аттракцион. Сам музей, впрочем, ничьих национальных чувств, как мне кажется, не задевает, может разве тех, для кого слова «советский» и «российский» имеют общий смысл (а такие персонажи есть по обе стороны границы), но это уже видимо не лечится. Музеи подобной тематики можно найти и в России. В каком-то городе, кажется в Томске, я был в музее НКВД, так там теже документы о репрессированных и тот же комиссарский стол с зеленым сукном и черным телефоном. А здесь и грузины расстреливали грузин, и русские русских… Печально лишь то, что не представлено никаких позитивных фактов советской «оккупации», например беспрецедентной индустриализации, приведшей к тому, что ВВП одной маленькой Грузии в 80-е был выше, чем ВВП Турции, а уровень жизни к моменту распада СССР был не только выше, чем в среднем по стране, но и одним из самых высоких в мире (если сейчас не попадает даже в сотню, то в прошлом был в двадцатке).
24. Общий вид музея.
25.
Зал встречает посетителей вагоном поезда со стенами, изрешеченными пулями. Говорят, так расстреливали тех, кто противился приходу советской власти — их загоняли в вагон, запирали и поливали снаружи пулями. Слишком красиво и растратно, чтобы быть правдой.
26. Вагон.
Прямо напротив входа в зал стоит комиссарский стол, к нему ведет красная ковровая дорожка, по обе стороны от которой установлены массивные камерные двери, за ними на стенах висят фотографии, материалы, фамилии, дела — сломанные судьбы. Идея дизайнеров понятна, зал производит впечатление тюрьмы, где каждая фамилия прячется внутри импровизированной камеры под присмотром начальника, для которого все эти бесконечные расстрелы и заполненные акты — обычный кабинетный конвейер, впечатляющий его едва ли больше, чем современных офисных работников проигранный уровень в Зуму.
27. За столом, похоже, карта лагерей.
28.
29. Документы.
30.
31. Собор в Кутаиси, разрушенный при советской власти.
32. Спортивный плакат. Тыквой чтоли играли?
33. Первые шаги к независимости. Гамсахурдия и те самые саперные лопатки, которые применялись силами внутренних войск и Советской Армии при разгоне митинга в ночь на 9 апреля 1989 года.
P.S. Я вышел на улицу Пурцеладзе, по левую руку от музея, где оставил машину, и обратил внимание на красивое здание, занимающее почти целый квартал за музеем, меня привлек памятник Шота Руставели со свертком и расписанный потолок, утопленного в здание парадного входа. Оказалось, что это Национальная парламентская библиотека Грузии — крупнейшее в стране хранилище книг. Любителям архитектуры рекомендую заглянуть и во внутрь, у библиотеки симпатичный интерьер.
34.
35.
36.
28 июля 2013г.
Смотреть другие рассказы о Грузии.
Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.