Марш-бросок по Ближнему Востоку. День 8. Джерраш и Вифавара.

Категория: Путешествия Опубликовано 29.09.2016, в 15:58 Теги: , , , Просмотров: 2 015

Иорданская столица Амман нам запомнилась посещением трех мест: отеля, супермаркета Карфур и какой-то странной забегаловки, специализирующейся на курах-гриль. Все остальное мы видели через окна нашей машины: здания по обе стороны от крупных магистралей да несколько более мелких улиц. Я хотел выделить несколько часов на прогулку по центру столицы, где есть несколько заслуживающих внимания объектов, в основном построенных в то время, когда над Ближним Востоком господствовала великая Римская империя, но не сложилось. Хоть и говорят, что в Аммане делать нечего, я не могу ни опровергнуть это, ни подтвердить.

Отель Sama Paris стоил небольших по столичным меркам денег и был с намеком на роскошь. Намек заключался в наличии огромного количества излишеств в стиле Дональда Трампа (вы же видели его нью-йоркскую квартиру) или Межигорья, с той лишь разницей, что здесь все было дешевой подделкой. Даже девушке на рецепшене обладание выдающимися губами с кислотно-красной помадой под стать другим выпуклым частям тела не помогло скрыть её истинное содержание. Точнее не содержание, а, наоборот, отсутствие… Мозгов. Для начала она никак не могла понять, почему должна нас заселять по какой-то брони с какого-то сайта (hotels.com), потом не могла понять почему в прейскуранте на стене номер стоит в два раза дороже, чем в этой брони. И в конце концов просто ошарашила меня заявив, что отель не принимает банковские карты. И это типа 4 звезды…

1. Улицы Аммана.
Иордания, Амман

Есть страны, в которых легко можно общаться с местными жителями, даже не зная базовых слов из их языка. Почему-то мне легко далось общение с китайцами, хотя сложно найти более самобытный и непонятный народ. Тем не менее, в Китае я мог перемигнуться с незнакомым человеком и мы понимали друг друга без слов. В забегаловке, в которой мы решили купить себе ужин, получилось все с точностью наоборот. Сколько мы не тыкали в картинку в меню, получили нечто совсем иное, а вот человек, стоявший в очереди перед нами, забрал как раз то, что мы и пытались заказать. В любом случае было вкусно, просто странно…

В Аммане мы должны были ночевать две ночи, день между ними отводился на посещение ближайших к столице достопримечательностей. Поэтому проснувшись и позавтракав, мы рванули на север в городок Джерраш, заехав по дороге в запримеченный еще прошлым вечером Карфур. Карфур в Иордании (а позже и в Шарм-эль-Шейхе) — совсем не то, что ожидаешь увидеть после посещения тбилисского двухэтажного гипермаркета этой сети. Здесь это небольшие супермаркеты, совершенно не впечатляющие выбором, и уж тем более никакой тебе приготовленной еды и даже выпечки. Купили соки-воды, печеньки-яблочки и полетели дальше.

3. Бараньи яйца в Карфуре.
Иордания, Амман

До Джерраша километров 40 хорошей дороги, проходящей по каким-то столичным задворкам и городкам-спутникам. Однотипные дома и однотипные люди вокруг них. Как мне показалось, водители здесь вполне вежливы по отношению друг к другу и откровенного свинства, такого как подрезание или моргание фарами, типа «пусти, не видишь я тут еду», здесь нет. Поэтому брать машину в Иордании можно без всяких опасений. Трафик, конечно, не слабый, но общий настрой всех участников дорожного движения дружелюбный.

4. На выезде из города.

Иордания, Амман

Вскоре мы уже припарковались перед входом, купили билеты (дорогие, как и всё в этой стране) и отправились на осмотр древних развалин. В античности Гераса была развитым и оживлённым торговым городом, частью так называемого Декаполиса. Сильное землетрясение в 747 г. н. э. уничтожило большую часть Джераша. Руины Джераша оставались покрытыми слоем почвы в течение сотен лет, пока не были обнаружены немецким востоковедом Ульрихом Зетценом в 1806 году. Жители Сакиба (Sakib) и других старинных сел региона были основателями современного города в начале девятнадцатого века. Через 70 лет в Джераше поселились адыги, эмигрировавшие в Иорданию с Кавказа в 1878 году, после Русско-турецкой войны. Древний Джераш расположен в долине, окруженной лесистыми холмами и плодородными долинами. Сегодня он признан одним из наиболее сохранившихся провинциальных римских городов в мире. И это неудивительно: на протяжении столетий город был скрыт под тоннами песка, раскопки здесь начались только 70 лет назад.

7. Арка императора Адриана или Южные ворота. 129-130 гг. Когда любовник императора юноша Антиной утонул в Ниле, горе Адриана было безутешно и он приказал жрецам обожествить Антиноя. На месте гибели своего фаворита Адриан основал город Антинуполь (Антинойполис), где каждый год проводились игры в честь молодого бога. Культ Антиноя распространился по всей империи. До нашего времени сохранилось около пяти тысяч статуй, которые император воздвиг в честь своего любимца во многих городах, было выполнено также множество его скульптурных портретов. Масштабы увековечивания его памяти были исключительными — до нас дошло больше изображений Антиноя, чем многих других знаменитых (и гораздо более выдающихся) римлян.
Иордания, Джерраш

8. Мозаика в церкви у арки. От византийской эпохи остались 18 церквей, большинство из которых — с мозаичными полами.

9. Ипподром (длина 244 м, ширина 52 м) был построен в период расцвета города, в середине 2 — начале 3 века нашей эры. Во время спортивных состязаний и гонок на колесницах здесь могли разместиться около 15 тысяч человек.

10. Овальная площадь (90 х 80 метров), окруженная широким тротуаром и колоннадой ионического ордера, была построена в 1 веке. В центре площади находятся два алтаря. В 7 веке здесь заложили фонтан, представляющий собой колонну, на которой во время Джерашского фестиваля зажигают огонь.

11.

12. Храм Зевса. Построен в 162-163 гг., был разобран в 450 гг. Камни использовались при строительстве христианских церквей.

13.
Иордания, Джерраш

14. Южный амфитеатр был построен во времена правления императора Домициана (90-92 года). Первый уровень его сцены был отреставрирован и сегодня используется для представлений. Благодаря удивительной акустике, голос стоящего в центре сцены слышен на самых дальних рядах.

15.

16. Вид с развалин древнего Джерраша на Джерраш современный. Я никак не мог привыкнуть к тому, что мы находимся внутри песчаной бури, воспринимая это явление как туман, пока ко мне не подошел один из музыкантов, исполнявших импровизационные концерты на сцене амфитеатра. Он настоятельно порекомендовал укутать ребенка шарфом, чтобы тот не дышал песком, так как это очень вредно для легких.
Иордания, Джерраш

17. Улица колоннад или Кардо Максимус, протянувшаяся на 800 метров, была главной архитектурной осью города. Улица отлично сохранилась до наших дней, на камнях до сих пор видны следы колесниц.

18.

19. Вверх по улице находится монументальные ворота римского храма Диониса, построенного во втором веке. В 4 веке храм был перестроен в византийскую церковь, и сегодня его условно называют Кафедральным собором. Рядом находится храм Девы Марии.
Иордания, Джерраш

20. Нимфей — хорошо сохранившийся декоративный фонтан (191 год), посвященный нимфам.

21. Северный амфитеатр, сооруженный в 165 году, использовался для представлений, заседаний городского совета и других мероприятий.

22. Снова улица Колонн и Северные ворота.

23.

24. Северные ворота.

Вдоволь налазившись по плодам деятельности давно умерших людей, мы еще заглянули в небольшой музей и зашли на сувенирный рынок, необычно большой для такого места. На рынке весьма кстати оказалась работающее отделение почты. Получив в подарок открытку (торговец продавал 5 открыток за какую-то сумму, а мне нужна была только одна открытка и мне он отдал её даром) и послав её самим себе, мы сели в машину и отправились дальше.

25. Музей в Джерраше.
Иордания, Джерраш

26. Попрошайки («Подайте беженцу из Сирии…») на перекрестке в Джерраше.
Иордания, Амман

27. Дома Джерраша в песчаном облаке.
Иордания, Джерраш

Дорога из Джерраша к западной границе Иордании ведет через горы и несколько небольших городков, окутанных песочным туманом и от того кажущихся еще более невзрачными.

28.

29.

30.

Оказавшись на уже знакомой нам трассе 65, мы помчались на юг, то есть вниз, если смотреть по карте. Возле городка Сакана-эш-Шуна, свернули на второстепенную дорогу и стали приближаться к реке Иордан, по которой прочерчена граница между Израилем и Иорданией. Наша цель — Вифавара, местность в 10 километрах к северу от впадения реки в Мёртвое море, где находился брод через реку. Здесь по христианскому преданию Христос принял крещение от Иоанна Предтечи. По мере того, как мы приближались к этому знаковому и важному для любого верующего месту, я поражался царящему вокруг хаосу: совершенно не ухоженная территория, мусор и разбитая дорога. У меня есть подозрение, что я поехал какой-то не той дорогой, а иначе как объяснить отношение иорданцев к одной из тех «куриц, что приносит золотые яйца». Но если это не так, то на лицо сознательный плевок в адрес всех паломников, бывающих здесь.

31. По дороге в Вифавару.

32.

33.

34. Какие-то палатки.
Иордания, по дороге к месту крещения Христа

Всё, что происходило после того, как мы подъехали к Экскурсионному бюро, оставило очень неприятный осадок. Как только мы припарковались, к машине подбежал гид и объяснил, что дальше можно ехать только в составе общей экскурсии на автобусе. А на своей машине, мол, вообще никак — пересаживайтесь в автобус. К тому же нам не оставили времени на размышление, потому что последняя экскурсия должна была отъехать буквально с минуты на минуту. Дело осложнялось тем, что в машине спал ребенок, попытка разбудить которого могла окончиться скандалом (родители меня поймут). Мы уже начали склоняться к тому, чтобы оставить осмотр Вифавары на другой раз, как мимо пронеслась машина как раз в сторону границы, даже не заехав к бюро. Не долго думая, я помчался за ней — выгонят, так выгонят. И действительно, вскоре мы уперлись в шлагбаум пограничников, которые сказали, что проезд возможен только с пропуском. Пришлось возвращаться. Гид опять забегал вокруг, но на этот раз он уже говорил, что если он поедет с нами, то можно и на своей машине. Купив билет за 12 динар (1200 руб.) на человека, мы вновь отправились в сторону границы и остановились у сувенирного магазина, где нам предложили купить рубахи для погружения в воду за 20 динар. А в своей рубахе нельзя? Нет, нельзя. Решили не поддерживать эту грабительскую индустрию и пошли так, оставив спящего ребенка в машине.

35. Тропинки в Вифаваре.
Иордания, Иордан - место крещения Иисуса Христа

Дальше гид повел себя как-то странно. Я хотел увидеть место, где люди опускаются в Иордан, но он показал только Аль-Махтас, сказав, что со стороны Иордании больше ничего нет. Причем я спрашивал раза три, потому как помнил из прочитанных отчетов, что люди опускаются прямо в реку. Гид на это ответил, что Иордан порой разливается, тогда это место становится частью реки. Свои подозрения я подтвердил уже в отеле, когда появился доступ в интернет. Вот зачем эта явная ложь? Ему было лень пройти с нами лишние 100 метров?

36. А Иордан не впечатляет совершенно. Грязная мелкая речушка. Её место в истории несоизмеримо больше реальных размеров.

37. Аль-Махтас — место в Иордании, ассоциирующееся с крещением Иисуса Христа. Сегодня Аль-Махтас — отдельный небольшой водоём, не связанный с Иорданом. Однако, остатки византийских построек говорят, что место было почитаемо как минимум с VI века. Хотя раскопки на этом месте начались лишь в 1996 году, уже обнаружено два десятка древних храмов. Рядом воссоздана церковь Иоанна Крестителя. В 2015 году местность Вифавара с холмом Илии (Тель-Мар-Ильяс), Аль-Махтасом и археологическими раскопками признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Иордания, Иордан - место крещения Иисуса Христа

38. Вода явно не подходит для купания.

39. Современная мозаика.

40. А реальное место на Иордане, где паломники имеют возможность опуститься в воду как с иорданской, так и с израильской стороны, находится немного западнее. Возле него построена греческая церковь. Но туда мы не дошли.
Иордания, Иордан - место крещения Иисуса Христа

На этой ноте и день закончился…

Текст, набранный курсивом, Надергал в Википедии и на сайте tonkosti.ru.

Расходы это дня:
Входной билет в Джераш — 8 динар
Входной билет к месту крещения — 12 динар

4 ноября 2015 г.

Все рассказы из этой поездки.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.