Это была прекрасная этнографическая поездка. Тяжёлая во многих планах, но настолько красочная и неожиданно насыщенная, что даже если бы случилась ровно треть от увиденного, я бы всё равно говорил о ней, как о свершившейся и полноценной. Произошла она благодаря моим друзьям и знакомым, старым и новым, как составившим мне компанию, так и отказавшимся. Десяткам случайных ниточек было суждено пересечься в единственно возможной точке и завязаться в ней узелком; не будь хотя бы одной из них, скорее всего писать мне было бы не о чем.
Духоборство зародилось во второй половине XVIII века в окрестностях Екатеринослава, будущего Днепропетровска. Принято считать, что в качестве протеста официальной церкви и существующим государственным порядкам. Основание движения (мне кажется «секта» — весьма грубое слово в данном случае, но оно повсеместно используется в литературе и в обиходе) приписывают Силуану Колесникову, в свою очередь утверждавшему, что «оно перешло к нему от других». Как бы то ни было, но именно Колесников, будучи человеком начитанным и красноречивым, способствовал распространению духоборских взглядов. Вот как описывает основателя О. М. Новицкий в книге «Духоборцы. Их история и вероучение» (Киев, 1882 г. Первое издание было осуществлено в 1832 г.): «…житейская опытность его, а особенно письменность, — дело редкое у народа простого, — предупредили многих в его пользу: строгий образ его жизни внушал к нему уважение; щедрость и благотворительность его привлекали к нему сердца; природный дар говорить красноречиво и убедительно, сколько это возможно при не большой степени образования, сообщал словам его особенную убедительность. Его дом вскоре сделался как бы народным открытым училищем, в которое спешили все желавшие пользоваться его наставлениями: воскресные дни преимущественно были днями собраний, в которых он предлагал свое учение; и как он дожил до глубокой старости, то его учительство продолжалось весьма долго.» [Дальше курсивом я буду передавать историю духоборов, описанную сначала в источниках царского времени, а позже и советского, причём источники эти приводятся и на духоборских сайтах. Нужно иметь ввиду, что во все времена духоборы «не вписывались в систему», а описанием их жизни занимались люди «извне», и их труды предвзяты, это очевидно. К примеру, часто цитируемый профессор О.М. Новицкий был председателем Киевского цензурного комитета, что уже о многом говорит. А журналист пропагандистской газеты «Голос Родины» З.И. Поракишвили специализировался на научном атеизме. Мои личные ощущения от общения с духоборами не вяжутся с той историей, что я узнал из книг этих авторов… Кому погружаться в историю духоборов не интересно написанное курсивом может смело пропустить.]
Началось всё с того, что мы с широко известным в узких кругах — так он себя представляет — африканистом-любителем Антоном Апостолом обсуждали нганасан (северная народность), а точнее их фольклор. И готов поспорить, что во всей вселенной в этот момент о нганасанских песнях вели речь только два человека, один в этот момент находился в Норильске, другой в Москве. И вдруг протянулась первая ниточка — Антон неожиданно предложил совместную поездку к духоборам на Троицу, которая в этом году приходилась на конец мая. Я в указанные числа планировал быть в Грузии, а Антон — в командировке в Армении, так что пересечься нам особого труда не составляло. К тому же Антон имел представление о готовящихся мероприятиях, поскольку прошедшей зимой совершил ознакомительный выезд в Гореловку — духовный центр духоборов Кавказа — и обзавёлся знакомствами.
1. Гореловка, раннее утро, яркие пятна участниц предстоящего торжества появляются на размокших после ночного дождя дорогах и направляются в сторону духоборского комплекса.
2. Встреча перед утренними молениями.
Еще при жизни основателя движение распространилось за пределы губернии. Рост последователей придал ему новые черты, впитал правила и нормы разных околохристианских сект и учений. Распространению способствовал и образ жизни, наставлявшийся в общинах: забота о нуждающихся, обязательная праведность и трезвость. Уже во второй половине XVIII века стараниями и связями последователя Колесникова купца Иллариона (Лариона) Побирохина центр движения сместился в Тамбовскую губернию, точнее в его родное село Горелое (в будущем это название перемещалось по миру вместе с духоборами). «Иларион Побирохин был человек богатый, оптовый торговец шерстию, на широкую руку вел торговые обороты в уездах соседних губерний, следовательно человек бывалый, много видевший и слышавший. Он […] был человек низенького роста, характера увлекающегося, обладал даром слова и силою убеждения. Среди народа он известен был как большой начетник, любивший рассуждать преимущественно о делах веры. Раз, возвратившись из своих торговых поездок, он, вместе с деньгами привез и новые религиозные понятия духоборческие. Но в эти понятия, как они сложились у последователей Колесникова, он внес от себя еще некоторые…» (О. Новицкий)
Своего транспорта у меня в этот момент не было, и я подговорил друзей из Тбилиси составить мне компанию. В последний момент они не смогли поехать, и это оказалось второй ниточкой, поскольку клиренс их машины, как оказалось впоследствии (о состоянии дороги я ещё сам не догадывался), не был рассчитан на такие ухабы. Цена на аренду автомобиля у сетевых прокатчиков, если не позаботиться об этом заранее, а брать её день в день, всегда оказывается неоправданной высокой, поэтому я обратился к старым знакомым — в компанию City Rent Car, офис которой удобно расположен в центре столицы, буквально в двух шагах от здания парламента. Я просил машину «подешевле и поэкономичнее», но имевшуюся малолитражку необходимо было вернуть ровно через сутки, что мне не подходило. Оставался единственный свободный вариант, ставший третьей ниточкой, — неприхотливый и проходимый Nissan X-Trail — как оказалось, идеальный внедорожник для запланированной поездки.
3. Памятный камень перед входом в комплекс.
Побирохин сформировал идеологию духоборчества: «Он стал учить, что спасение идет не по книге, а по духу и от духа, что хранится оно не в библии, а в «книге животной», в живой памяти, что божественная Троица не раздельна и что Иисус Христос есть не иное что, как божественный Разум. Из учения екатеринославских духоборцев о довременном падении душ и ниспослании их на землю для наказания и очищения он вывел заключение о переселениях душ на земли. Это же понятие о переселении приложил он и к Иисусу Христу. Иисус Христос, как божественный Разум, переселяется из одних избранных в других, и в нем самом, в Побирохине, обитает этот божественный Разум и в этом смысле называл самого себя сыном божиим. Для большей наглядности такого значения своего он […] избрал себе из своих последователей 12 апостолов, названных им «архангелами» и за тем еще 12 так называемых «смертоносных ангелов». Первые помогали ему в распространении учения, а обязанностию последних было преследование тех, которые, приняв учение, изменяли ему и отступали от духоборчества. Многоразличные знакомства давали Побирохину возможность широко вести беседу и многим людям сообщать поучения; видное место и хорошее положение придавали вес его словам. Уменье говорить доступно и понятно в тоне простых, неграмотных людей, лишенных всяких других поучений и непривычных к ним за отсутствием православных проповедников, помогли делу проповеди.» (О. Новицкий)
Из Тбилиси в сторону Цалки ведёт несколько дорог. Я выбрал основную, проходящую через Асурети — необычный для Грузии посёлок, основанный в 1818 году немцами-евангелистами, выходцами из Вюртемберга (историческая область со столицей в Штутгарте), когда-то называвшийся Элизабетталь. В 1941 году немцы были депортированы, посёлок переименован. Власти зачем-то уничтожили старое кладбище, оставив при этом добротные немецкие дома и лютеранскую церковь 1871-го года постройки. Видимо вместе с этими зданиями посёлок не покинул и немецкий дух — из десятков населённых пунктов на всём протяжении до Ниноцминды Асурети выглядит самым ухоженным. И похоже — на это указывают имеющиеся гестхаусы — сюда приезжают туристы.
4. Беседка времён Лукерьи Калмыковой, вторая половина XIX века.
«Душа человека, по учению духоборцев, существовала до сотворения мира и пала вместе с павшими в то время духами; души посылаются на землю и облекаются в тела в наказание за падение. Первородного греха Д. не признают: «всяк сам по себе грешен и спасен». После смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорожденного, а душа беззаконника — в животное. Небо и ад нужно понимать духовно; небес семь: 1-е — смирение, 2-е — разумение, 3-е — воздержание, 4-е — братолюбие, 5-е — милосердие, 6-е — совет, 7-е — любовь. Разница между теперешнею и будущею жизнью праведников — только в том, что в последней они будут жить без грешников. Воскресения тел не будет, и самая кончина мира ограничится истреблением грешников. Д. признают 10 заповедей; в псалмах их обличаются пороки и всякая неправда; лишь 5-я заповедь ими изменена. Настойчиво проповедуется у них благочестие в мыслях и делах. Все люди по естеству равны между собою; внешние отличия, каковы бы они ни были, ничего не значат. Непозволительна клятва и присяга; не следует носить оружие и сражаться с врагами. Для души, по мнению Д., безразлично, в каком теле ей приходится обитать; у нее один отец — Бог, и одна мать — природа. Поэтому они родителей своих не называют отцом и матерью: сын называет отца просто по имени или же, если он стар, — старичком, а мать — «няней» или «старушкой». Мужья называют жен сестрами, а жены мужей — братьями.» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — СПб., 1890—1907.)
В районе Цалки меня застала ночь. Но настоящей неожиданностью стало другое. Я помню, как дорогу Тбилиси-Цалка-Ниноцминда, ремонт которой обошелся в 200 млн. долларов, торжественно открывал президент Михаил Саакашвили. Тогда её называли «дорогой надежды», потому что до этого момента жители Самцхе-Джавахети, особенно населённого преимущественно армянами Ниноцминдского муниципалитета, чтобы попасть в столицу или из неё, вынуждены были делать огромный крюк, добираясь через Боржоми и Ахалцихе. Прошло несколько лет, а дорога в таком состоянии, как будто никакого ремонта не было. Здесь я впервые осознал, насколько мне повезло с машиной.
5. Здание Сиротского дома, где сейчас проходят моления.
6.
С личностью Побирохина связан ещё один важный факт. На его дочери был женат Семён Уклеин — человек, ставший одним из главных распространителей другого важного христианского течения — молоканства. Молокане, в отличие от духоборов, не отвергают библию, но при этом часто по-своему — символически — трактуют её тексты. Это обстоятельство даже служило причиной открытой вражды между сторонниками течений. Интересно, что молокане фактически разделили судьбу духоборов. Их поселения, к счастью, сохранились и в Грузии, в частности Ульяновка в Марнеульском муниципалитете, Давитиани (бывшая Графовка) в Лагодехском муниципалитете Кахетии и несколько других. Про молокан ходит слух, что они придерживаются более строгих порядков и чужаков в свой замкнутый мир стараются не впускать. Но было бы весьма интересно познакомиться с последователями молоканства, живущими в Грузии, и увидеть их жизнь своими глазами. На You Tube можно обнаружить съёмки праздников, проходящих в молоканских общинах, и этот факт даёт надежду на то, что это движение на грузинской земле ещё не выродилось.
Я добрался до места в двенадцатом часу ночи. Треть дороги до Гореловки — ямы, в самой деревне ни одной капитальной дороги — только грязь и лужи. Антон встретил меня у старого дома, который на две ближайшие ночи стал нашим отелем. Без отопления, с ледяной водой в кране и страшным деревянным туалетом во дворе. Хозяева — из духоборов, но светских, если так можно выразиться, отошедших от правил общины. Глава семьи материл на чём свет стоит своего приятеля-армянина («с армяном дружи, да палку держи», — приговаривал он), который обещал починить канализацию, но пропал. Хозяйский сын готовился встретить — закупил мясо и водку — день пограничника, в этом году пришедшийся на следующий после Троицы день. Главный праздник здешних духоборов был им безразличен… Из-за высоты над уровнем моря — больше двух тысяч метров — температура воздуха упала почти до нуля. Полночи мы отогревались чаем в гостях у директора местной школы Татьяны Каревой, армянки, но воспитанной в семье духоборов, знающей местные традиции не понаслышке, и можно сказать ставшей нашим проводником. Благодаря ей мы получили «первичный инструктаж», познакомились с нужными людьми, а Антон даже организовал запись духоборских песен. Школа, возглавляемая Татьяной, согласно легенде была построена на средства Льва Толстого, но об этом позже… Прогноз погоды не радовал: в ближайшие дни в районе Ниноцминды ожидались дожди. Спать пришлось в одежде, накрывшись с головой — такой был холод. А град, заставший меня у Параванского озера, соизволил растаять только к обеду следующего дня.
7.
Про Иллариона Побирохина в конце жизни говорили, что «старик задурил». «Вследствие удач и успехов, […] он сделался человеком самоуверенным до крайности, гордым до самозабвения и в решении религиозных вопросов смелым и решительным до хвастливости.» (О. Новицкий) Его пророчества, касавшиеся распада государства, и другие «выходки», всё больше раздражавшие светские и церковные власти, привели к скорому суду и ссылке в Сибирь в 1790 году, где он и скончался. О степени жестокости судов того времени ярко говорит одно из сохранившихся решений того времени: «… дабы отвратить впредь у людей, им подобным, суеверие и самим им воздать за отвержение от церкви, ея таинств и святых […] наказать публично мужчин кнутом по тридцати, а женщин плетьми по сорока ударов; дочерей же духоборов […] как несовершеннолетних […] высечь […] розгами, и по наказании всех сих преступников, отправить в Сибирь на поселение, имение же их описать, с публичного торга продать и вырученные деньги для записи в казенный доход отправить…» (З. Поракишвили, «Духоборы в Грузии», Тбилиси, 1970 г.)
Утреннее моление должно было начаться с рассветом. Мы были на ногах уже в половине шестого, а к шести яркие пятна участниц предстоящего торжества стали появляться на размокших после ночного дождя дорогах и двигаться в сторону духоборского комплекса. Мы тоже вышли на дорогу. Первого взгляда оказалось достаточно, чтобы понять, что здесь нет той Грузии, которую я привык видеть в частых приездах в эту страну. Здесь всё иное: земля под ногами, дома и заборы, формы гор, даже морозный воздух в конце мая. Не говоря про внушительные гнёзда аистов… Этих птиц не могло здесь быть до появления духоборов, их привлекли крыши, печные трубы да столбы. Аисты — символ Духобории, как принято здесь называть этот край. Лето ещё не началось, а у них уже потомство. Я слышал, они гнездятся только здесь и в окрестностях. Какие-то 15-20 километров в сторону и аиста уже не встретишь… К Сиротскому дому мы подошли первые.
8. Стены украшены рушниками — духоборы называют их утирками.
Роль и место Иллариона занял его сын (возможно, «духовный» сын, а не биологический) Савелий Капустин — крупнейшая фигура в истории духоборства. «Особенному успеху его пропаганды содействовали и его наружность и его душевные дарования. Капустин был высокого роста, мужественного сложения; его осанка была величественна, походка и взгляд внушали невольное уважение; брюнет; бороду и усы брил по военному. При красивой наружности и его душевные способности были в высокой степени замечательны. Его необыкновенный ум, красноречие, замечательная память, так что он, — по свидетельству духоборцев, — знал наизусть всю библию и помнил все, что бы и где бы ни прочел, и наконец увлекательность речи, постоянно переходившая в особенную вдохновенность и могучее воодушевление, — все это побеждало всякого, кто только видел и слышал его.» (О. Новицкий) Савелий Капустин систематизировал духоборское учение, и после него оно практически не менялось. «Капустин стал проповедовать, что бог живёт в сердцах всех истинных христиан, но душа Христа переселяется в одного избранного человека. «Я действительно Христос, ваш господь, падите ниц передо мною и обожайте меня», — провозгласил он… Он создал целую преемственную иерархическую лестницу перевоплощений Христа. Сначала это были римские папы, затем другие праведники и теперь уже окончательно духоборческие пророки, причем на этот раз Христос, по объявлению Капустина, будет воплощаться в его сыне и последующем его потомстве…» (З. Поракишвили) Примечательно, что установленное ещё Силуаном Колесниковым правило «наружно покоряться церкви и правительству», чтобы избегать преследований, Капустиным было отвергнуто. Духоборы впервые заявили о себе без страха расправы и конечно же привлекли внимание. Определение «духоборы» появилось на свет при Капустине. Так назвал движение в 1785 году архиепископ Екатеринославский Амвросий, имея в виду, что новое учение — противление Святому Духу. Сами представители течения легко приняли это название, подразумевая, что, отрицая привычные ритуалы и внешнюю религиозность, являются поборниками (т.е. защитниками, сторонниками) духа. При Капустине появился так называемый Сиротский дом — место содержания детей, потерявших родителей, и стариков.
Вскоре и первые участницы молений появились у деревянных ворот, выполненных в традиционном русском стиле — с небольшой крышей. Они раскланялись друг с другом и отворили дверь. Мы с Антоном поздоровались, спросили не помешаем ли своим присутствием на торжестве, узнали можно ли снимать (можно, с условием не мешать). Нас пригласили в дом. Комната для молений просторная, но низкая. Один угол занимает каменная печь, по периметру стен стоят скамьи, имеется стол. Стены украшены рушниками — духоборы называют их «утирками». Традиционно утирки вышиваются девушками до замужества, каждый рисунок несёт определённое послание о человеке его создавшем, о его внутреннем мире, желаниях и настроении. Скрытый от посторонних глаз смысл есть и в каждом стяжке на вышитых одеждах духоборок. Их жилетки, называемые «корсетами», и фартуки-«занавески» — всё сделано руками их бабушек-прабабушек, которые сами пряли нить, затем ткали сукно, красили его, сшивали и вышивали… Последним вошёл Василий Сластухин, единственный мужчина на таинстве, не считая, конечно, нас. Похоже, Плотник Василий — именно так он известен среди местных — второй по старшинству человек в общине. Вся новейшая история духоборов Кавказа прошла через него, в том числе переезд в Россию аж на 30 лет. Но в отличие от многих, точнее почти всех, он вернулся. Как в своё время вернулся нынешний старейшина Николай Сухоруков, стараниями которого был восстановлен Сиротский дом. Возможно, без этих людей история грузинских духоборов была бы уже окончена…
9. Василий Сластухин.
10.
В 1801 году на трон взошел Александр I, частью его многочисленных реформ оказался манифест об амнистии пострадавшим за религиозные убеждения. И уже в 1802 году духоборов (а равно молокан и прочих) стали высылать на пустующие земли по берегам реки Молочной. Всего 3895 человек, около 800 семейств. Основных целей было две: освоение пустующих земель и изоляция сектантов от православных. Савелий Капустин завел на новом месте коммунистические порядки — обработка земли сообща, деление урожая поровну, общее имущество (записанное, впрочем, на Капустина). При этом ужесточились условия жизни и внутри общины. «Руководители секты держали массу «в страхе божием». Духоборы не имели права общаться с внешним миром без разрешения вожаков. От них требовалось вести себя скромно, смирно, низко кланяться старшим, не рассуждать…» (З. Поракишвили) В 1816 году Савелия Капустина арестовали за пропаганду духоборства. Тогда он написал письмо императору Александру I с просьбой о своём освобождении. В 1818 году российский самодержец посетил село Терпенье (сейчас Запорожская обл. Украины), где присутствовал на молениях и даже ночевал в Сиротском доме. В одном из сельских домов, носившем название «Сион», находилась резиденция Капустина. «Дом этот состоял из двух этажей, из которых в верхнем на лицевой стороне находилась галерея, на которую в известные дни выходил Капустин, когда народ весь собирался перед этим домом на дворе. При каждом таком выходе пророка и царя своего все падали на колени и поклонялись ему.» (О. Новицкий) Вскоре последовал императорский указ: «… не о новом переселении сих людей помышлять надлежит, но об ограждении их самих от излишних притязаний за разные мысли их в деле спасения и совести». За свою расположенность Александр I пользуется у членов общины исключительным почитанием (см. надпись на памятном камне перед входом в духоборский комплекс, фото 3).
Все расселись: женщины — напротив входа, Василий сбоку, я и Антон, как зрители, немного в стороне. Я ожидал, что двери вот-вот распахнуться и к нам присоединится пёстро одетая толпа селян, но вот полились первые монотонные псалмы и стало ясно, что всех присутствующих на торжестве в этом году будет не больше десяти вместе с нами. И это в первый по значимости праздник! В одном из интервью Николай Сухоруков отмечал, что в молельный дом каждое воскресение приходит человек двадцать-тридцать. Прошло всего пять лет, а количество прихожан сократилось более чем в два раза… Духоборские моления условно делятся на три части. В первой присутствующие поочередно (по солнцу) читают псалмы. Во второй — встают и троекратно кланяются друг другу под пение псалмов, отдавая четвертый поклон праведникам. В третьей части (поминальной) троекратные земные поклоны адресуются ушедшим членам общины.
11. Дом Петра Калмыкова, построенный в 1847 году и по всему являющийся одним из самых старых в посёлке.
12.
Вскоре после ареста Савелия Капустина в 1817 году духоборы, чтобы оградить своего главу от преследований, объявили его умершим. Официальные власти не поверили в это, и дальше разыгралась целая детективная история, со вскрытием предполагаемого гроба и изучением подложенных останков. Реальная смерть застала Савелия Капустина в 1820 году, его место наследовал сын — Василий Калмыков, «личность посредственная, не отличавшаяся ни умом, ни характером… Предосудительный образ жизни его не делал на духоборцев невыгодного для него впечатления: они с благоговением продолжали цаловать его руки, ноги и полу платья. […] При Василие Калмыкове девицы вытеснили из сиротского дома почти всех стариков и старух и содержались там с предосудительною целию; а жившие там мущины были не иное что, как работники Калмыковых». (О. Новицкий) После смерти Василия в 1832 году лидером духоборов стал его сын Иларион.
Утренние моления заняли по ощущениям не больше сорока минут. Покидая молельный дом, мы договорились о времени, когда поедем на Могилки. Попутно успели расспросить об отношениях внутри общины и о взаимодействии с другими жителями Гореловки. Ответили, что с грузинами отношения ровные, добрососедские, а с армянами — по-разному: было время, когда общий язык не могли найти. Кто-то вспомнил странную мистическую историю, произошедшую вроде бы в 90-е, когда трое молодых ребят-армян что-то здесь натворили и потом каждый из них был найден в колодце. Слышать это было тем более удивительно, что прямо напротив Сиротского дома возвышается вывеска армянского магазина «Ромик»… В компании Василия Сластухина мы обошли территорию комплекса, заглянули в дом Петра Калмыкова, построенный в 1847 году и по всему являющийся одним из самых старых в посёлке, как, впрочем, и одним из самых ухоженных. Выкрашенный преимущественно голубой и бирюзовой краской, дом выглядит словно частичка неба, упавшая на серую, грязную землю.
13. Дом Петра Калмыкова.
14.
«Но и этот Калмыков скоро предался пьянству и в духоборческой общине водворились еще большие беспорядки: общность имущества потеряла свое серьезное приложение и свою действительность и колония лишилась того цветущего состояния, в котором находилась она прежде. Но еще более гибельные последствия дурного управления обнаружились в самой среде поселенцев. Их старшины и вожаки захватили в свои руки власть и пользовались ею деспотически. […] И при Капустине, кроме собраний для общего моления, были еще собрания секретные; их значение нам неизвестно; известно только, что в последствии времени, при внуке Капустина, эти секретные собрания стали сопровождаться возмутительными оргиями и жестокостями. […] Дом, в котором происходили заседания этого судилища, назывался «рай и мука». Для исполнения приговоров избран был остров при впадении реки Молочной в лиман Азовского моря. Достаточно было самого легкого подозрения, малейшего признака мнимого отступничества, или измены, чтоб подвергнуться самой жестокой пытке. В течении двух лет почти 400 лиц исчезло навсегда, не оставив по себе никаких следов. Если не верить слухам о числе убитых духоборцами, то нельзя уже в сем случае отвергнуть результат произведенного следствия. Оно, при всем их упорстве и уменьи скрывать тайные злодеяния, обнаружило 21 убийство. Оказались люди, погребенные заживо, трупы обезглавленные и изуродованные. Воды Молочные не раз выбрасывали кости убитых и утопленных; земля и Азовское море покрыли других вечным молчанием. На след этих страшных преступлений навело местные власти расследование, к несчастию, слишком позднее.» (О. Новицкий) «Особая следственная комиссия, учрежденная в 1836 году царским правительством, обнаружила в Молочневодской коммуне духоборов в подземельях застенки с орудиями пыток и грудой человеческих костей, людьми заживо зарытыми в землю…» (З. Поракишвили)
Вернувшись к Сиротскому дому к девяти часам, мы погрузились в две машины и отправились на запад, в сторону села Орловка. В наших рядах прибыло: подтянулась ещё одна духоборка с внучкой — не удивлюсь, если спустя много десятилетий эта девочка окажется последней в Гореловке, кто будет помнить духоборские традиции. Компанию нам составил и мой пятилетний сын, проснувшийся к этому времени. Дети, которым место нашлось только в багажнике нашей машины, разрядили обстановку. Машина залилась смехом. Вся торжественность ситуации улетучилась, и стало на самом деле празднично… Возле Могилочек (Могилок), в месте названном Терпенской балкой (балкой Терпение) провели первую зиму ссыльные на Кавказ духоборы, переселенцы с берегов реки Молочной. Находится оно немного в стороне от Гореловки, километрах в трёх, и представляет собой огражденную территорию с одним вытянутым строением в две комнаты, и несколькими могилами 1850-60-х годов. На входе в землю вкопан камень с памятной надписью: «Вечная память праведных родителей, именованных духоборцев, погребённых и покланяемых Отцу и Сыну и Святому Духу…» Надгробья выложены резными плитами и не похожи ни на что из виденного мной ранее. Судя по тому, что сохранились фотографии их архитекторов, выполнены они были несколько позже самих захоронений, ближе к концу XIX века. Нам пояснили, что здесь похоронены первые умершие на этой земле; все их пророчества, кроме двух-трёх последних, но самых страшных, сбылись. За добротным каменным забором раньше можно было заметить неровности — то, что осталось от землянок, в которых пришлось зимовать переселенцам в первые годы, но их давно перепахали.
15. Машина залилась смехом.
16. Могилочки — это место, возле которого провели первую зиму ссыльные на Кавказ духоборы.
17. Памятный камень.
18. Дом для молитв и собраний.
19. Неразгаданные символы.
20.
Эти факты изуверства (может и подложные) со стороны руководителей духоборческой общины правительство использовало для усиления репрессий. Император Николай I, считавший свою власть даром божьим, любые отклонения от официальной веры старался пресекать. Наконец, в 1839 году вышел указ о переселении духоборов с Молочных вод на Кавказ в течение четырёх лет: с 1841 по 1845. Казавшаяся до этого монолитной община раскололась: зажиточная прослойка (всего около тысячи человек), чтобы сохранить своё имущество и избежать высылки, перешла в православие и завладела лучшими землями. Большая же часть (около пяти тысяч человек) предпочла отправиться в ссылку. «В Закавказье духоборов переселяли без особых льгот. Было дано указание поселять их на земли, отдалённые от селений православных. Всё общественное имущество духоборов Таврической губернии было продано с торгов, а деньги израсходованы на строительство православной церкви в селе Терпение. Переселяли духоборов как арестантов, партиями по 80 семейств. В дороге они терпели большие лишения. Передвигались зимой, к месту приходили совершенно разорённые.» (З. Поракишвили) «Переселение духоборцев за Кавказ происходило отдельными партиями. Первая партия, состоявшая из лиц наиболее навлекших на себя подозрение правительства, в числе 800 душ прибыла туда в 1841 году; вторая, — тоже в 800 душ, — в 1842 году; третья в 1843 г. в количестве 900 душ; четвертая в 1844 и остальные в 1845 году.» (О. Новицкий) Многие, в том числе Иларион Калмыков, не пережили лишений первой зимы. Сложно представить, что это была за зима, поскольку до появления духоборов в округе не было ни одного дерева.
Одна из комнат оказалась завалена мусором. Воспользовавшись тем, что помещения не запираются, кто-то устроил здесь застолье, оставив после себя пивные бутылки и объедки. «Не понимают, что могут на себя навлечь», — с горечью прокомментировали обнаруженный беспорядок духоборки… На могилках богослужение повторилось: псалмы, произносимые по памяти скороговоркой и непосвященному практически не понятные, целования и взаимные поклоны. Добавилось пение, похожее на горловое, однотонное, но проникновенное, за которым последовали поклонения тем, кто не отошёл от своих убеждений даже под угрозой смерти и нашёл покой в этой земле, и целование могильных плит. И в конце — трапеза («трепеза»), в которой мы приняли активное участие. Но в отличие от быта и культуры духоборов, куда не проникло ничего грузинского или армянского, на закуски кавказская кухня оказала пусть небольшое, но влияние. За столом снова все расслабились, пошли разговоры за жизнь…
21. Могилы.
22.
23.
24. Поклоны умершим и целование могильных плит.
25.
26.
27.
28. Пение.
29.
30.
31.
32. Поклоны.
33. Трапеза.
В Грузии духоборы основали десять деревень, названия которым были даны такие какие же, какие имели их сёла на Молочных водах, а до этого в Тамбовской и Воронежской губерниях: на севере — Владимировка, Тамбовка и Родионовка и на юге — Богдановка (сейчас Ниноцминда), Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калинино (сейчас Самеба) и Троицкое. (За пределами Джавахетии духоборы поселились в Дманиси (Дманиси, Кировиси, Ваке, Гантиади и Ормашени), а также в Кедабеке (Азербайджан) и Карсе (Турция).) Места были выбраны с расчётом, чтобы иметь возможность вести хозяйство привычным образом. И по крайней мере до 20-30-х годов прошлого века духоборы жили в изоляции от коренных народов и общались лишь при необходимости. «Джавахети, где поселили духоборов, была неспокойным пограничным районом. Турецкие банды устраивали частые набеги, грабили, насиловали, увозили духоборов в плен. Так, в ноябре 1853 года турки вторглись в Джавахети, разграбили 2 духоборческих села, увели скот, лошадей, забрали всю домашнюю утварь, посуду, одежду (всего на 30 тысяч рублей). В селе Орловка они уничтожили все запасы сена, ячменя и других продуктов. Такие нападения повторялись часто.» (З. Поракишвили)
Покидали Могилочки пешком, под пение, направившись в сторону селения Орловка, за которым возвышается одна из четырёх гор, условно являющихся границами грузинской «Духобории». Названия этих гор: Святой курган, Синий курган, Иванисов курган и Диди-Абули. Слышал про традицию каждое лето подниматься на Святой курган, чтобы поклониться могиле Авраама, согласно преданиям, находящейся здесь… Эта картина вне времени — зелёная, слегка волнистая равнина, голубое с облаками небо, яркие и явно сшитые не одно поколение назад одежды и разносящаяся ветром песня — как будто перенесла нас в прошлое. В этот момент уже не духоборы со своими традициями выбивались из окружающей действительности и настоящего времени, а мы с Антоном, обвешанные фотоаппаратами, казались неуместными происходящему.
34.
35.
Иларион Калмыков, формально числясь главой общины,возложил руководство на так называемый совет старейших. Сын Илариона Пётр к моменту смерти отца был всего трёх (либо пяти) лет от роду. Достигнув совершеннолетия, он получил власть в свои руки, но скончался не дожив до тридцати. Руководителем духоборов стала Лукерья Калмыкова, двадцатидвухлетняя жена Петра, при которой община невиданно разбогатела. «Ничем не ограниченная в своей власти, Лукерья Калмыкова державно правила «Духоборией». К ней в гости приезжали наместник Кавказа, губернатор и другие высшие чины. […] У ней был свой двор, она жила на широкую ногу. При посещении духоборческих сёл, Лукерью Калмыкову сопровождал личный конвой в несколько десятков всадников в казачьей одежде.» (З. Поракишвили) Община стала поставлять лошадей для царской армии, заведовала почтой в округе и даже обеспечивала доставку грузов для армии, занятой в войне с Турцией в 1877-78 гг. Со слов тифлисского губернатора Георгия Шервашидзе: «Они (духоборы)… заставили всё окрестное население уважать себя и на далёкой окраине, казалось, высоко подняли русское знамя. Раскинувшиеся в трёх губерниях, среди нищенского туземного населения, цветущие сёла их являли из себя отрадный вид оазисов.» Значительно улучшив бытовые условия рядовых духоборов, Лукерья Калмыкова в тоже время восстановила карательные порядки, действовавшие до этого на Молочных водах. С одной стороны в Сиротском доме вновь стали содержать неимущих, стариков и сирот, а с другой замеченных, к примеру, в пьянстве таскали голыми по деревне. Лукерья известна своим пророчеством о расколе общины и эмиграции: «Может случиться, что духоборцы расколются между собой, и это будет огромное несчастье. Духоборцам суждено будет покинуть нашу родину и побывать в далеких странах для испытания их веры и дня прославления Господа, но говорю вам, где бы духоборцы ни были, где бы они ни ходили, они должны возвратиться на это место. Это место им обетованное, и когда возвратятся — духоборцы найдут себе покой и утешение.» Раскол, а вместе с ним удивительная история сожжения оружия, действительно произошли вскоре после её смерти в 1886 году, но об этом я расскажу в следующей части.
36. Орловка и один из курганов.
26-27 мая 2018 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ…
Духоборов там нет более сто лет….
Уважаемый Давид Вартумашвили,
Я — канадский духобор, исследователь и писатель истории духоборов. Недавно я нашла в вашем блоге статью о посещении духоборов Гореловки и окрестностей! Я нашел вашу статью хорошо проработанной, очень интересной и информативной. Я сам побывал в этих же местах в июле 2015 года. Кроме того, ваша фотография насыщенная и яркая — прекрасные изображения местных духоборов и их мест.
Надеюсь, вы не возражаете — я позволил себе перевести вашу статью на английский. Я полностью перечислил и подтвердил ваш текст и фотографические изображения в английском издании и предоставил ссылку на оригинальную русскоязычную версию в вашем блоге.
Я надеюсь, что вы одобряете это. Я намеревался помочь поделиться вашей прекрасной статьей с потомками канадских духоборов, некоторые из которых больше не владеют русским языком, чтобы они тоже могли наслаждаться вашей статьей.
Вы можете найти мой перевод по следующему адресу FB: https://www.facebook.com/notes/doukhobor-genealogy-website/dukhoboriya-samtskhe-javakheti-georgia/10157989669222069/.
Кроме того, если вы хотите продолжить переписку, вы можете связаться со мной по электронной почте: jon.kalmakoff@gmail.com.
С уважением,
Джон Калмаков
Регина, Саскачеван
Канада