При входе в бани сидел содержатель, старый персиянин. Он отворил мне дверь, я вошел в обширную комнату и что же увидел? Более пятидесяти женщин, молодых и старых, полуодетых и вовсе неодетых, сидя и стоя раздевались, одевались на лавках, расставленных около стен. Я остановился. «Пойдем, пойдем, — сказал мне хозяин, — сегодня вторник: женский день. Ничего, не беда». — «Конечно не беда, — отвечал я ему, — напротив». Появление мужчин не произвело никакого впечатления. Они продолжали смеяться и разговаривать между собою. Ни одна не поторопилась покрыться своею чадрою; ни одна не перестала раздеваться. Казалось, я вошел невидимкой. Многие из них были в самом деле прекрасны…
1.
Эти слова были написаны А. С. Пушкиным в 1829 г. С тех пор хозяева бань поменялись. Двести лет назад здесь заправляли персы, сейчас, по слухам, азербайджанцы, так или иначе тоже связанные с этим местом не одно столетие — памятник Гейдару Алиеву установлен в сквере его имени прямо возле бань, в Ботаническом саду расположен Пантеон выдающихся азербайджанцев Тбилиси (то, что осталось от старого мусульманского кладбища), а над кварталом возвышается купол мечети… Да и нравы заметно изменились. Уже безнаказанно не перешагнешь порог бань в женский день. И пятьдесят женщин одновременно не собирались здесь много десятилетий.
Персиянин ввел меня в бани: горячий, железо-серный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Опишу их подробно. Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение… После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух! …После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония.
Ещё один Александр — не уступающий Пушкину по известности — по фамилии Дюма отозвался о банях не менее восторженно: «Почему Париж, этот город чувственных наслаждений, не имеет подобных бань? Почему ни один делец не выпишет хотя бы двух банщиков из Тифлиса? Тут, конечно, и польза была бы и барыши. […] На протяжении шести недель, проведенных в Тифлисе, я ходил в персидскую баню каждый третий день. […] Два истязателя начали ломать мне суставы. Эта операция началась с последнего сустава пальца… Эти упражнения, которые, по–видимому, должны были вывихнуть мне члены, совершались удивительно естественно, не только без боли, но с чувством удовольствия. […] Мешочек надулся и испустил мыльную пену, которой я покрылся с головы до пят. За исключением глаз, которые мне немного жгло, я никогда не испытывал более приятного чувства, как то, которое было произведено этой пеной, текущей по всему телу…»
2.
Бани выросли на горячих сероводородных источниках, выходящих из под земли там, где река Цавкисисцкали впадает в Куру. Река пересекает Ботанический сад, водопадом низвергается в ущелье Легвтахеви (Инжирное), протекает по живописному каньону, на обоих берегах которого несколько выбиваются из общей застройки овальные купола бань… Согласно преданиям появление города напрямую связано с обнаружением источников царем Вахтангом Горгасали (440-502). Во время охоты в глухих лесах, покрывавших эту часть города в далёком прошлом, царь выпустил сокола на пролетавшего фазана. Сокол кинулся на добычу, и птицы потерялись из виду. Когда их отыскали, оказалось, что фазан упал в источник и сварился в нём. (Согласно другим данным раненый фазан выпил воды из источника и выздоровел, но скульптура, установленная в память о том событии, опровергает эту версию.) Царь расценил увиденное как знак свыше и велел заложить город, превратившийся в столицу всего через сто лет. Название города также напрямую связано с источниками: «тбили» переводится с грузинского как «тёплый». («Тифлисом» грузинскую столицу стали называть на основании греческих документов, в которых первоначальное название было исковеркано из-за лингвистических особенностей.) Факты, впрочем, противоречат преданиям. Так, в историческом центре Тбилиси были раскопаны бани I—II веков с выложенными мозаикой бассейнами, в другом месте обнаружили фундаменты крепостной стены III века. И существует вероятность, что населённый пункт Тбиладо, отмеченный на древнеримских картах, и Тбилиси — есть одно и тоже. Но красивая легенда, как часто бывает, оказалась сильнее доводов науки, и фазан занял своё почетное место на гербе города.
3. Сокол Вахтанга Горгасали и сварившийся фазан, без которых Тбилиси, возможно, и не было бы..
4. Вид на бани с крепости Нарикала.
Лучший вид на ущелье Легвтахеви, в котором царь Вахтанг принял решение об основании города. Автор macos.
5. Ущелье Легвтахеви.
Бани многократно изменяли свой внешний и внутренний облик, перестраивались и переименовывались. Известно, что в VIII-XI веках, когда Тбилиси (Эль-Тефелис) принадлежал арабам, бани уже пользовались определенной славой. А начиная с Давида Строителя (в 1122 г.), сделавшего Тбилиси столицей объединенной Грузии, почти каждый правитель имел удовольствие посещать это место. Первые бани выглядели как открытые купальни, в которые системой керамических труб вода подводилась из источников. С годами — но не позже XVI века — они приобрели современный вид, мало отличающийся от распространенных на востоке турецких и персидских хамамов. Случалось и так, что враги разрушали бани до основания. Будущий персидский шах Ага-Магомет-хан под предлогом того, что Грузия заключила с Российской империей Георгиевский трактат, в 1795 году напал на Грузию (Россия в очередной нарушила условия договора и не оказала помощь) и подверг город страшному разрушению. Была взорвана городская стена. Персидское войско уничтожило почти всех жителей, около 22 тысяч человек, в основном женщин и детей, оказались в рабстве. Согласно легенде сам Ага-Магомет, будучи скопцом (т.е. кастратом), услышав о чудодейственных банях, решил попробовать исцелить в них свой недуг, но поскольку из этой затеи ничего не вышло, рассвирепел и сравнял бани с землёй. В Советское время баням тоже досталось, но уже под видом ремонта — исторические стены «оформили» дешёвым кафелем. Ущелье Легвтахеви вообще скрылось под асфальтом, река Цавкисисцкали «исчезла» под землёй, став частью канализации. В 2012 ущелье расчистили, и в исторической части Тбилиси вновь, как и столетие назад, появился водопад. Бани и сейчас потихоньку ремонтируют, и процесс ещё далек от завершения.
6. Расчистка ущелья Легвтахеви, 2012 г.
7. Ущелье Легвтахеви. Сто лет назад прямо в водах реки Цавкисисцкали, в которую сливалась из бань лишняя и отработанная вода, женщины стирали бельё.
Десяток-другой домов, выросших в XVII-XIX веках вокруг бань и существенно перестроенных в наши дни, называется Абанотубани — от грузинских слов «абано» («баня») и «убани» («район»). Это одна из красивейших частей старого города, украшение Тбилиси и символ Грузии. Примечательно, что термальной водой из источников эти дома централизовано снабжались ещё в советское время. И я слышал, что кое-где серная вода ещё попадает в квартиры. Интересно, как к этому факту относились сами жители района? Ведь с практической стороны это не очень удобно: для приготовления пищи вода не годится, для мытья и стирки тоже, поскольку в ней много осадка.
8. Балконы квартала Абанотубани.
9.
10. Изразцы, изображающие самых именитых посетителей серных бань, — двух тёсок — Александра Пушкина и Александра Дюма. (Кто-нибудь знает, что за мелодия здесь зашифрована?)
11. Почтовый ящик — одна из многих милых деталей Абанотубани.
В средние века количество бань (или номеров в них, не уточняется) в Тбилиси достигало 65, большинство из них располагалось именно здесь (хочется спросить «где?», квартал-то совсем маленький) и имело круглосуточный график работы. Войны и нашествия сделали своё дело — осталась лишь небольшая их часть: всего 10 к XIX веку. Примечательно, что изначально бани использовались не только для мытья, здесь устраивались обеды и застолья. В женские дни — вторник и среду — с целью разглядеть «товар» со всех сторон, наведывались сюда свахи, среди которых наверняка были и Ханума с Кабато из известной пьесы.
12. Абанотубани в целом и купола бань в частности и в наши дни место тусовок, концертов и встреч. Артисты.
13. Туристы.
14. Экспрессионисты.
15.
16. Крыши-купола серных бань.
17.
Сколько точно действующих бань в Абанотубани я сказать не берусь. В разных источниках они часто называются по-разному, поэтому запутаться где какая не сложно. Предполагаю, что не больше восьми. В баню «ВИП» я, например, даже не заглядывал. Она дорогая, но при этом просторная и заказывать её имеет смысл, если соберётся хорошая компания. Ну или если у вас есть неудержимое желание притронуться к мрамору, на котором лежали голые тела всевозможных президентов и артистов. «Баня №5», в которой я тоже не был, известна своей старой вывеской, отмеченной серпом и молотом. Говорят, в ней есть (по крайней мере были) общие залы, а это значит, что можно неплохо сэкономить, если пойти в баню одному. Когда-то обе бани были одним целым, но вследствие приватизации оказались у разных хозяев.
18.
Для меня отдельное место занимает Орбелиановская или Пёстрая баня. Она по праву является самой красивой и… самой непохожей на баню. С неё началось моё знакомство с «банным кварталом», хотя до первого посещения я, если честно, думал, что это медресе или мечеть, настолько она напоминает своей архитектурой и глазурованными изразцами самаркандские мавзолеи и персидские мечети.
19.
20.
21.
22.
Удивительно, но факт: несмотря на то, что это самая известная из серных бань, поскольку именно её посетителями были Пушкин и Дюма, она была самой дешёвой. Когда я захаживал в неё в 2010-2012 годах, номер на час стоил 10 лари (сейчас от 40), тогда как ценник в других банях начинался от 30. Да, здесь было не особо чисто, порой накурено (что бывает и в других банях), вода в бассейнах не фильтровалась, отчего в них плавали какие-то лохмотья, зато это место привлекало низкой ценой и бесценным кусочком истории в виде пола, сохраненного с тех самых пор, когда по нему ходил Александр Сергеевич. Баня была несколько лет (до осени 2017 года) закрыта на ремонт? и я очень надеюсь, что двухсотлетний пол не стал жертвой этого ремонта.
23. Вход и лестница в Пёстрой бане.
24. Один из обновлённых номеров в Пёстрой бане.
25. Бассейн с горячей серной водой.
За годы у меня сложились определённые правила посещения бани. Приезжая в Тбилиси утром или днём, я сразу направляюсь в бани и бронирую номер на вечер — это бесплатно. Больше, чем на час баню я ни разу не брал: во-первых, часа хватает, даже если заказывать банщика, а во-вторых, долгое нахождение в серной воде вредно для сердца — о чём раньше предупреждали, но в последние годы «забывают» сказать. В назначенное время я приезжаю в баню, оплачиваю дополнительно простыни, полотенца и чай, прошу позвать (далеко не всегда) банщика. Банщик, сколько я помню, всегда стоил и стоит 10 лари на человека, поэтому проверяйте цену заранее — про попытки обмана я слышал.
26. Пёстрая баня — «пушкинский» номер.
27. Бассейн и тот самый пол.
28. Здесь был Пушкин.
29. «Разделочный» стол.
Вода в бассейне может в первый раз показаться слишком горячей (если предыдущие посетители не накрутили кран), но прежде чем начать её разбавлять, попробуйте пересилить себя и потихоньку всё же погрузиться в воду. Не бойтесь, участь фазана посетителям бань не грозит, однако слишком разбавленной водой можно легко всё испортить. Вода должна быть горячей, максимально приближенной к температуре источников 60-70 градусов, — это одно из правил, которым стоит руководствоваться, посещая бани, чтобы достичь максимального эффекта. За раз не стоит находиться в бассейне больше пяти минут, нужно давать организму небольшие передышки. Банщик (мекисе) идеальным образом может заполнить паузу между посещениями бассейна (к тому же эффект от сероводорода лучше проявляется на чистой коже), и я настоятельно рекомендую воспользоваться его услугами. Нам однажды посоветовали, что лучше «заказывать» мужчину, мол банщик всегда лучше банщицы, поскольку в их ремесле важна сила, которой женщины зачастую не обладают. Так что предварительно стоит взять купальник (если купальника нет, то ни один банщик не обидится и возмущаться не будет, поверьте). Как рассказывает банщик Георгий, о женщине тёрщики знают гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. К слову, женщине, у которой есть дети, и той, которая не производила их на свет, делаются совершенно разные массажи. Суставы женщин, уже рожавших детей, расширены и больше предрасположены для сбора солей. Впрочем, можно наткнуться на восторженные отзывы и о женщинах-банщицах, которые помимо привычного мытья и массажа предлагают пиллинг и прочий скраб, о которых я представления не имею.
Работа банщика не претерпела особых изменений с тех пор, как её описывал Пушкин. Разве что вам не будут лезть на плечи и топтаться по спине ногами, как это показано на постановочных дореволюционных открытках. А в остальном всё как тогда: жёсткая мочалка, выполненная из куска ковра, и продаваемая здесь же, в соседних магазинах; короткий, но сильный массаж, порой резкий и болезненный, в зависимости от характера банщика (отсюда и совет для тех, кто планирует ходить в бани регулярно: подбирайте устраивающего вас банщика и пользуйтесь только его услугами); обильная пена, чудесным образом рождаемая куском дешевого мыла в обычной наволочке. Всё это сохранилось и ведёт своё начало с незапамятных времён.
30. Вот так это и происходит.
Когда Пёструю баню закрыли на ремонт, я стал ходить в баню с неуместным названием «Фантазия». Она находится немного выше остальных бань, в небольшом закутке, в котором удобно оставлять машину. Собственно сначала я нашел парковку, а потом уже обнаружил баню, которую посещал следующие пару лет. Когда расчистили ущелье Легвтахеви, и появился пешеходный мостик на правой стороне, стала доступна ещё одна баня, называемая Ираклиевской или баней царя Ираклия. Её несомненное преимущество в том, что она самая дешёвая, номера в неё стоили от 30-40 лари. И как правило были свободны даже в дни праздников, поскольку далеко не все знали о её существовании. Минус Ираклиевских бань — они совсем маленькие, весьма потасканные и обшарпанные (во всяком случае так было года 2-3 назад). И всё это время я даже представить себе не мог, что есть бани с двумя бассейнами, в одном из которых холодная вода. Это обстоятельство сильно расширило палитру ощущений, поэтому последние два года я хожу в Царскую баню, которая находится в самом проходном месте с выходом на улицу Гришашвили. Номера в царской бане стоят в среднем 80-100 лари, если мне не изменяет память. Царская и Ираклиевская бани в прошлом также были одним целым и носили лаконичное название «Баня №7».
Далее фото 2012-17 годов. Я не исключаю, что мог запамятовать где какая баня и перепутать их в описании.
31. Баня Фантазия.
32. Баня Фантазия. Кафель на куполе.
33. Баня Фантазия. Вентиляционное окно на куполе.
34. Проход в Ираклиевскую баню находится там, где стоит мужчина в кепке в середине кадра.
35. Один из номеров в Ираклиевской бане.
36. Ираклиевская баня. Вентиляционное окно.
37. Другой номер в Ираклиевской бане.
38. Холл в Царской бане.
39. Зона отдыха в одном из номеров Царской бани.
40. Благодаря парилке этот номер является одним из самых дорогих в Царской бане. Парилка, к слову, здесь совершенно не уместна.
41. Свежеотремонтированный номер в Царских банях.
42. Царская баня. Зона массажа. Душ из сантехнических труб — это чтобы даже за большие деньги вы не забывали о суровости грузинских реалий.
43. Царская баня. Мозаика.
Поэт Иосиф Гришашвили утверждал, что не побывать в Тбилисских серных банях всё равно, что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню. Наверное, за это его именем и назвали небольшую улицу, начинающуюся у серных бань. Если пройти немного вверх по улице Гришашвили, то сразу за поворотом к бане Фантазия находится здание Мирзоевской бани. Это общественная баня с большими залами, в которые я однажды заглянул, но фотографировать не решился, поскольку несколько голых посетителей тут же на меня уставились. Тогда же я поинтересовался о цене у стоящего в дверях работника бани. «15 лари с человека,» — ответил тот. Я возразил, что это слишком дорого, ведь за 30-40 можно снять отдельный номер. «Там на час, а здесь мойся хоть весь день.» В следующий раз, проходя мимо, я снова поинтересовался ценой. И опять мне ответили про 15 лари, но вскоре, увидев моё недоумение, добавили: «Но можно и за 5». В интернете в описании Мирзоевской бани цена начинается от 2 лари, мой знакомый как-то помылся здесь за 5. Так что имейте в виду, бани оккупировала своя «мафия», которая не прочь облапошить туриста… В общем, кому интересно, за символическую плату можно попробовать и общественную баню — здесь или в Бане №5. Но осторожно, попадаются и такие отзывы: «Решила сходить в женскую общую баню, морально была готова к тому, что место будет старым и вокруг много голых женщин. Но похоже, что я переоценила свои возможности. Меня хватило на то, чтобы принять душ при входе и вылететь оттуда. Место абсолютно не приспособлено для хрупкой туристической психики. В раздевалке торгуют трусами, делают педикюр и стригут волосы. Женщины общаются о жизни. Не понимаю, что я там потеряла? Очень аутентично, но лучше в общую баню не ходить…» В любом случае сначала стоит зайти и всё разузнать и осмотреть, а то в мужском отделении запросто могут курить, лёжа прямо в бассейне, а в женском отделении Пятой бани бассейна вообще нет.
Воду серных источников использует также Тбилисский бальнеологический курорт, расположенный поблизости на набережной. Помимо чисто косметологических и спа-процедур, там делают промывания и прочие медицинские манипуляции.
44. Когда-то вместе с баней Фантазия это был единый комплекс — Баня №10, в народе известный как Мирзоевская баня.
Я намеренно не буду оценивать бани — у меня к ним слишком личное и чрезмерно позитивное отношение. Поскольку, приезжая в Грузию, я живу в селении, где все удобства находятся во дворе, а вода берется из колодца, для меня посещение этой достопримечательности связано не с любопытством, а с необходимостью. Для меня Тбилиси без бань — не Тбилиси. Но время Пушкина и Дюма осталось в далёком прошлом. И сейчас помимо восторженных отзывов нередко можно встретить и негативные: с кем-то обошлись не обходительно, кому-то перепутали время (со мной такое тоже случалось), кто-то побрезговал грязью. Друзья мне рассказывали, что их друзья подцепили здесь грибок (странно, источники славятся своими обеззараживающими свойствами). Говорят и про то, что сюда водят «девочек». Но, позвольте, на то она и баня. В общем, я ходил, хожу и буду ходить в тбилисские серные бани, а вы имейте в виду, что есть люди, которым не понравилось.
В заключение приведу эпизод, о котором никто уже давно не вспоминает. Эту историю мне рассказала одна знакомая женщина, сестру которой тогда от гибели спасла случайность. Лет 40 назад неожиданно случилось наводнение и люди, находившиеся в банях, не смогли выбраться и погибли. Сестру спасло то, что, помывшись, она решила не сушить голову, а обсохнуть по дороге и успела выйти из бани буквально перед тем, как в неё хлынула вода.
____________________________________________________________________________________
P.S., которым послужит моя заметка «Пидарские бани», описывающая опыт посещения общественной Мирзоевской бани. Извиняюсь за несвойственную этому блогу нецензурщину, но это как раз тот случай, когда из песни слов не выкинешь.
Начну с минутки толерантности. Геи и пидарасы, как известно, – явления в человеческом обществе различные и даже не всегда пересекающиеся. Когда-то, будучи работником СМИ и участником культурной жизни своего небольшого городка, я общался со многими гомосексуалистами (обоих полов), а с некоторыми из них по сей день поддерживаю приятельские отношения. Я видел, что в их среде происходит всё как между мальчиками и девочками: романтические моменты, чувства, тяжёлые расставания и измены. Меня совершенно не волновало, чем и как они занимаются под покровом ночи, и моё воображение этой темы не касалось. Ещё подростком прочитал Сексологию И.С. Кона и прописал в своей голове, что мир такой, таким был всегда, и, вероятно, будет. Это реальность. Были времена, когда гомосексуализм был настолько обыденным, что даже не обсуждался (вспомним хотя бы тысячи статуй Антиноя, утонувшего в Ниле и обожествлённого своим любовником — римским императором), а были и такие, когда однополая связь наказывалась сожжением заживо. При моём поколении всё это перемешалось, любому поведению, любому вкусу и любому отклонению нашлось своё определение. Так вот, моя заметка не касается геев, которые в человеческом отношении являются нормальными людьми, воспитанными и интересными, она про настоящих пидарасов, тех из них, кто окопался в Тбилисских серных банях.
Итак, Абанотубани – сердце грузинской столицы. «Одна из красивейших частей старого города, украшение Тбилиси и символ Грузии», — так я описывал это место в статье «Тбилисские серные бани». «Поэт Иосиф Гришашвили утверждал, что не побывать в Тбилисских серных банях всё равно, что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню. Наверное, за это его именем и назвали небольшую улицу, начинающуюся у серных бань. Если пройти немного вверх по улице Гришашвили, то сразу за поворотом к бане Фантазия находится здание Мирзоевской бани. Это общественная баня с большими залами, в которые я однажды заглянул, но фотографировать не решился, поскольку несколько голых посетителей тут же на меня уставились. Тогда же я поинтересовался о цене у стоящего в дверях работника бани. «15 лари с человека,» — ответил тот. Я возразил, что это слишком дорого, ведь за 30-40 можно снять отдельный номер. «Там на час, а здесь мойся хоть весь день.» В следующий раз, проходя мимо, я снова поинтересовался ценой. И опять мне ответили про 15 лари, но вскоре, увидев моё недоумение, добавили: «Но можно и за 5».»
В этот раз история повторилась: «15 лари, но… можно и за 5». Оказалось, что в бане два отделения. «В чём же разница?» — поинтересовался я. «За 15 парилка лучше работает», — ответил мне тот самый работник, что вечно стоит в дверях и общается с посетителями (назову его, пожалуй, менеджером). Я прошел и осмотрел оба отделения. Отделение за 15 лари оказалось просторным с колоннами и небольшим бассейном, за 5 – существенно меньше. Мне показалось, что отделения различаются только размерами. И там и там были люди. Париться я не собирался — на мой взгляд, парилка и горячая серная баня не сочетаются. Поэтому оплатил 5 лари и направился к шкафчикам. «И какую он выбрал?» — услышал я вопрос менеджера, адресованный кассиру. Надо было почувствовать подвох, но…
В отделении стоял стойкий запах перегара. Какой-то мужичишко, оголив пузо, спал в углу, уронив голову на руку. Его собутыльник периодически просыпался, нервно открывал шкафчики общим ключом, принимал у посетителей использованные простыни и опять проваливался в сон. Я разделся, прошёл через душевую в помещение с бассейном, опустился в тёплую серную воду и осмотрелся. На стене, выложенной битым кафелем, красовалась надпись «2004», видимо, год последней реновации. Помещение, впрочем, было в таком состоянии, что казалось, к этой цифре приписали несколько десятилетий. Два бассейна, один из которых был меньше размером и был пуст, разделял слой грубой кирпичной кладки. Пластмассовая труба, через которую в бассейн поступала вода, болталась в воздухе. А одинокая тусклая лампочка отбрасывала на всё это такой неприятный жёлтый свет, что помещение казалось ещё более потёртым и грязным, чем оно было на самом деле. Мне вспомнилась общественная баня в венгерском городке Эгер, в которой я провёл полдня за пару недель до описываемых событий. С момента её постройки прошло уже несколько столетий, а баня выглядит даже лучше, чем когда-либо. Здесь же… Но в целом, я не удивился — от дешёвого общественного места в Грузии другого ожидать пока не приходится.
В бассейне кроме меня находились три человека, ещё двое ходили по залу. И — удивительное дело – все молчали. В Грузии вообще редко услышишь тишину в общественном месте, а тут. Надо было почувствовать подвох… Проведя минут 10 в бассейне, я всё же решил заглянуть в парилку, дверь в которую периодически открывалась-закрывалась. Зайдя внутрь, я обнаружил, что в парилке абсолютно нет света. И снова не удивился – это ж Грузия! – подумаешь, лампочка перегорела; да сколько раз я бывал в тёмных подъездах, жильцы которых не могут скинуться на лампочку за 1 лари. Пока дверь была открыта, я разглядел силуэты пяти-шести человек, сидящих в два ряда, увидел свободное место и занял его. Дверь закрылась. Парилка погрузилась в непроглядную темноту. «А здесь и правда совсем нет жара,» — только и успел я подумать, как рука сидящего ниже передо мной человека, коснулась меня. И снова я не почувствовал подвоха… Но я без всякой задней мысли вежливо отодвинул руку, решив, что человек просто потерялся в пространстве, шарит в темноте, может, выйти хочет. В этот момент откуда-то сбоку стали раздаваться странные звуки. Какие-то шлепки. Кто-то кряхтел, пыхтел. Я, наконец, насторожился… Появились первые смутные сомнения, но я даже не стал их рассматривать всерьёз. «Кто-то парится, разминает свои жиры», — успокоил я себя. Ну не мог представить себе что-то большее, тем более в Грузии, где уже не первый год гуляет байка про немецких туристов-геев, которые на застолье в горах после тоста про любовь прилюдно поцеловались, за что были связаны и скинуты в реку… Но когда и сидевший справа от меня, видимо распалённый происходящим, протянул ко мне свою руку, я, наконец, прозрел. Оказывается здесь не просто баня! Оттолкнув наглеца, я выскочил из парилки. Мой мозг ещё некоторое время пытался не верить в происходящее, избавиться от пережитого, как от наваждения, убедить себя в невозможности такой ситуации. Но когда из парилки вышел молодой азербайджанец со стоящим членом и как ни в чём не бывало направился к бассейну, я поспешил убраться отсюда.
Выводы:
— Этот лютый кошмар, который происходит в самом сердце любимого многими города и на виду у туристов, нужно кончать. Пидарасы, несомненно, найдут себе другое место. И черт с ними, но в историческом центре грязи быть не должно;
— Мой знакомый ходил в другую общественную баню тоже за 5 лари (думаю, что это была Баня № 5), там всё было прилично, отдыхали люди, пили чачу, общались.
— Примерно 2/3 посетителей гадюшника, в который я попал, не были грузинами, что лично меня хоть немного успокаивает. Большинство посетителей были возраста под 50, кроме молодого азербайджанского жеребца.
— Мне удалось найти пару источников в интернете, в которых утверждалось, что ещё с советских времён, а может быть и того раньше, бани были местом встречи гомосексуалистов.
Личный опыт одного из читателей:
Я был в этой бане в 2018 и 2019! В прошлом году ходил в отделение, которое по коридору слева в конце, про которое вы пишете. Сидел с банщиками за этим самым столиком, где спят пьяные, слегка угощался, беседовал. Всё было вообще нормально! В этом году я вновь пришёл в эту баню. Заплатив и взяв бельё, пошёл в знакомое дальнее отделение. Но на кассе кричат: вам не туда! В общем, показали на дверь рядом с кассой. Думаю: что за чудеса, зачем такие рокировки. Было отделение там, стало тут… Ладно. Зашёл рядом с кассой, разделся, парюсь/купаюсь, всё здорово. Мужики в компании — отличные. Даже прошлогодний банщик тут, мы узнали друг друга. Угостили, накормили тут же сделанным лобио. Тут-то всё выяснилось, к моему изумлению. Спрашиваю: почему мы здесь, если раньше были там? Ответ: там теперь пидары.
4-5 сентября 2010 г.,
3, 25 мая 2011 г.,
21 апреля, 6 октября 2012 г.,
8 июля 2013 г.,
25 октября 2014 г.,
30 мая 2015 г.,
14 ноября 2016 г.,
26 мая, 8 октября 2017 г.
27 июля 2018 г.