От Петры до трассы 65, идущей вдоль западной границы, километров 90. Дорога не плохая, но запутанная. Она представлена на картах Гугла весьма условно, поэтому пару раз пришлось возвращаться и плутать. Зато эта без малого сотня километров дает хорошую возможность увидеть без прикрас жизнь иорданской глубинки. И жизнь эта, надо сказать, по крайней мере со стороны, выглядит очень уныло и непривлекательно: однотипные прямоугольные и квадратные коробки домов, архитектурные элементы которым заменяют кондиционеры и спутниковые тарелки. Почти нет зелени — только скалы и песок. В общем, идеальные условия для воспитания человека, которому чужды мечты о прекрасном: о путешествиях, о разнообразии мира и культурном наследии. Так мне показалось. И кривлявшиеся каждый раз при виде нас дети, стучащие по машине, показывавшие средний палец и даже бросавшие мелкие камни — только убеждали меня в правильности моих мыслей. А дорога сама по себе очень даже живописна, особенно в самом конце, когда спускается крутым серпантином к впадине Мертвого моря.
1. Типичный городок мухафазы (т.е. области) Эт-Тафила.
3. Держим путь в сторону Мертвого моря.
4. Виды на последнем отрезке дороги.
Оказавшись на трассе 65, мы продолжили движение на север. Первой достопримечательностью, стоявшей в моих планах, была пещера Лота. История Лота — одна из самых захватывающих в Библии, поэтому не посетить такое место я не мог. Информации о точном месторасположении пещеры я не нашел и рассчитывал на дорожный указатель и он — о, чудо! — был.
6. Вид от пещеры на дорогу, которой мы приехали. Внизу музей, оставленный нами без внимания из-за отсутствия времени.
7. Над пещерой Лота византийцы построили монастырь, а уже современные власти накрыли то, что от него осталось страшной железной конструкцией от ветров и осадков.
Не успел я припарковать машину, как появился сторож, решивший подзаработать гидом. Он ходил за мной по пятам, то и дело показывая куда-то пальцем. Толку от моего компаньона не было никакого, поскольку в тех местах, на которые он пытался обратить мое внимание, не было ничего интересного. Когда я спускался от пещеры к машине подъехали очередные туристы, оказавшиеся молодой иорданской парой. Увидев, что это не иностранцы и с них едва ли удастся получить бакшиш, сторож удалился в свою будку.
8. Собственно пещера, справа от которой алтарь давно рухнувшего храма.
10. Какие-то помещения или склады.
Пещера Лота — знаковое место, но интересным его не назовешь, поэтому если, находясь в Иордании, вы обойдете его стороной, то ничего не потеряете. Мне же из-за непредвиденной задержки в Петре пришлось выбросить из своей программы посещение заповедника Вади Муджиб — ущелья, проложенного одноименной рекой. Говорят, там красиво и можно спрятаться в тени от нестерпимого солнца. Последнее обстоятельство сделало каньон излюбленным местом отдыха для местных жителей. Но солнце и так исчезло, едва мы увидели очертания Мертвого моря. Я даже не сразу понял, что это мелкая песочная пыль, поднятая ветром и растворившаяся в воздухе. Мне казалось, что просто в воздухе висит влажная дымка. Оказалось, что разыгралась пыльная буря, погрузив все в коричневый туман. Небо и земля стали одного цвета, линия горизонта исчезла, создалось ощущение, что наступил вечер. Вскоре показалось Мертвое море, но желание оказаться на пляже куда-то улетучилось.
12. Дорога вдоль Мертвого моря.
Дорога на Мадабу также начинается серпантином, поднимающим на высоту, с которой в хорошую погоду наверняка видно не только израильский берег, но и, возможно, Иерусалим или зарево от его огней ночью. Сейчас же мы ехали как в тумане, не видя не только берегов, но и дороги порой. Это обстоятельство вынудило отказаться от еще одной достопримечательности — горы Нево, с которой Господь показал Моисею Землю обетованную. Побывать на горе, хоть там и остались развалины древней церкви и монастыря, и не увидеть открывающийся с нее вид равнялось бы надругательству над самим смыслом этого места, поэтому гору пришлось отложить на другой раз.
13. Серпантин. Начало дороги в сторону Мадабы.
Даже несмотря на исковерканные планы мы приехали в Мадабу в шестом часу вечера. Последняя на этот день достопримечательность — Карта из Мадабы, мозаика, представляющая собой схематичную карту Иерусалима, созданную византийскими мастерами в VI в н.э. и заново открытую в 1894 году при строительстве современной церкви на месте более древней. Мозаика находится внутри Греческого храма, однако случайно мы приехали к Католическому и заплатили за экскурсию, находясь в полной уверенности, что мозаика здесь. При Католической церкви развернута школа и, возможно, имеется монастырь. Подвалы скрывают древние стены, которым запросто можно дать и тысячу лет и две тысячи. Но самое интересное — вид с колокольни на лабиринты улиц Мадабы и мечеть. Окончив с экскурсией, мы вернулись в холл и спросили о мозаике, репродукция которой висела на стене. «Так это вам нужно идти в Греческую церковь вниз по улице, — ответили нам. — Но поспешите, она закрывается в шесть часов».
14. Внутри католической церкви.
15. Подвалы католической церкви.
19. Выставка репродукций древних мозаик.
20. Вид на Мадабу с колокольни.
Мадабу основали моавитяне, потомки старшей дочери Лота, зачавшей, как я уже говорил, от собственного отца. Основанный моавитянами город несколько раз упоминается в Библии (Чис. 21:30, Нав. 13:9). В первом веке до нашей эры город попал под правление Набатейского царства. Со 106 года Мадаба стала частью римской провинции Аравия Петрейская. В 746 году город был разрушен землетрясением. Только в 1880 году христиане расчистили развалины и восстановили город. А сами моавитяне растворились среди арабских народов.
21. 70000 человек живет в этих пыльных узких улицах.
Когда мы подошли к кассе греческой церкви Святого Георгия, на часах было без пяти минут шесть. Нас предупредили, что храм скоро закроется, но билет все же продали, и это была большая удача, поскольку окажись мы на месте несколькими минутами позже, этот рассказ завершился бы на минорной ноте. А не перепутай мы греческую церковь с католической, не увидели бы город с высоты колокольни и не узнали бы о замечательном ресторане, в котором закончилось наше знакомство с городом.
23. Интерьер. Мозаика огорожена.
24. Вот то из-за чего мы приехали в такую даль — Мадабская карта. В центре карты — схематичное изображение Иерусалима, на котором выделяются Храм Гроба Господня и многочисленные городские ворота. Несколько в стороне можно разглядеть дельту Нила.
После ресторана, оказавшегося буквально за углом католической церкви и посоветованного кем-то из ее работников, мы забрали машину со стоянки и направились в Амман. Покружив на столичных развязках, мы, наконец, добрались до нашего отеля, носящего громкое название «Париж».
Затраты этого дня:
Входной билет в Католический храм: 1 динар, нас пустили по одному билету
Входной билет в Греческий храм: 1 динар с человека
Ужин: не помню
Отель Sama Paris: 80 динар за две ночи
3 ноября 2015 г.
Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.