Грузия, Кахетия: В поисках древней лозы, хозяйство Шуми и где в Цинандали купить «Цинандали».

Категория: Путешествия Опубликовано 12.02.2018, в 15:27 Теги: , , Просмотров: 6 112

У Цинандали славное прошлое. Во-первых, благодаря Александру Чавчавадзе, заложившему винные погреба, во-вторых, благодаря императорской семье, превратившей их в завод, способный хранить свыше миллиона литров, и, наконец, в-третьих, благодаря советской власти, прославившей его на всю страну. До сих пор «Цинандали» не просто название места происхождения или марки вина, это слово-бренд как «Боржоми». Оказавшись в посёлке, я задаюсь вопросом: что скрывается за брендом в наше время?

Но прежде чем отправиться на поиски ответа, стоит узнать что из себя должно представлять вино марки «Цинандали». Я, конечно, не винодел и возможно где-то ошибаюсь, но есть справочники и в них чёрным по белому написано: настоящее «Цинандали» состоит из сортов винограда ркацители и мцване (15%), выращенных в микрозоне Цинандали (всего 14 деревень) и выдержанных в бочках из дуба в течение трех лет (по другим данным выдержка не менее двух лет, из них полгода в бочке). То есть производство этой марки — процесс трудоёмкий и дорогой. Не исключаю, что по справочникам «гуляет» информация о том первоначальном «Цинандали», появившемся в старом марани князя Чавчавадзе, потому что долгой выдержкой, а тем более выдержкой в бочке подавляющее большинство производителей в наше время не заморачивается. А те, кто выдерживает хотя бы 6-12 месяцев, будьте уверены, обозначат этот факт на этикетке, поскольку такое вино будет продаваться по цене несколько выше. Нормативные акты Грузии также не оговаривают выдержку, а лишь регламентируют химические показатели вина. А дальше каждый винодел создаёт то вино, которое подсказывает ему фантазия (мне даже встречались «Цинандали» их квеври).

1.
Этикетка

Удивительно, но экскурсия в имение князя Чавчавадзе не освещает эту тему, а скорее обходит её. Самый дорогой билет на посещение дома-музея (20 лари) включает дегустацию нескольких вин. Но в момент моего присутствия ассортимент был не слишком интересным. Я специально заглянул в подвальное помещение, где обустроен бар и проводится дегустация. На полках стояли вина «Кахури», «Вазиани» и прочее из того, что и в России продается. Были и интересные вина («Слёзы фазана», «Лукаси», «Кончо»), но только на продажу. Дегустацию образца 2015 года я бы мог порекомендовать только для общего ознакомления с кахетинским вином и лишь для тех, кто приехал в музей из Тбилиси и собирается обратно, не имея времени на остальную Кахетию. Отсутствие вина из местных погребов как-то не вязалось со статусом некогда крупнейшего завода. [Пишу в прошедшем времени, так как уже не однократно на фотографиях других посетителей видел вина, разлитые в фирменные бутылки с торговой маркой «Prince Alexander Chavchavadze Tsinandali Estate», ассортимент которых (скромный, стоит заметить, но достойный внимания) представлен на современном сайте музея. А в тот момент этого бренда, похоже, ещё не существовало. Наверняка в настоящее время и дегустация отличается от того, что я запомнил, но пока нет возможности проверить.]

Что же сталось со знаменитыми цинандальскими погребами? Где завод, бывший не так давно гигантом отрасли? Сотрудники музея говорят про то, что это «закрытое производство» и попасть туда нельзя… Но найти то, что осталось от завода легко в дальнем углу парка. Полузаброшенные корпуса, в которых раньше были развёрнуты производственные мощности. Затопленные галереи подвалов. Поросшие плющом стены. Ворота основного здания-цеха оказываются закрытыми на замок, но я беспрепятственно спускаюсь в хранилище через заброшенную постройку рядом. Бродя по тёмным подвалам, освещая дорогу фонариком на телефоне, я пару раз натыкаюсь на запертые комнаты, в которых можно было разглядеть полки с пыльными бутылками. По всем признакам это экспонаты знаменитой коллекции, которую начал собирать князь Чавчавадзе. Но почему в таких условиях? Любой при наличии желания и инструмента мог забраться сюда…

2. Открытый двор. Интересно, что здесь было раньше.
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали / House Museum of Alexander Chavchavadze

3. Знаменитые бочки Цинандальского завода, заброшенные и рассохшиеся. Их можно увидеть на многих фотографиях в интернете.
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали / House Museum of Alexander Chavchavadze

4. Трубопровод, по которому вино перекачивалась между ёмкостями. В работающем виде подобную конструкцию можно увидеть в фильме Отара Иоселиани «Листопад».
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали / House Museum of Alexander Chavchavadze

5. Стены, которые явно были возведены не меньше столетия назад.
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали / House Museum of Alexander Chavchavadze

6. Квеври, когда-то украшавший двор завода.
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали / House Museum of Alexander Chavchavadze

7. Знаменитая коллекция?
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали / House Museum of Alexander Chavchavadze

8. Технические выходы из каких-то затопленных подземелий.
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали / House Museum of Alexander Chavchavadze

Вероятно, завод не перенёс развала Советского Союза. Дом-музей Александра Чавчавадзе никому был не нужен, поэтому и остался стоять в неизменном виде, а промышленность, приносившая деньги, оказалась разворована. То, что уцелело продолжало худо-бедно работать на руинах прошлого, производя существенно меньшие объемы. Например, я нашёл пока ещё живой сайт канувшей в Лету компании «Винный Завод Цинандали – Лучшие Вина XXI Века«. Сайт утверждает, что компания была основана в 2003 году, имеет собственные виноградники на площади 100 Га. На то, что это предприятие — прямой потомок бывшего завода указывает один факт: на фотографиях, имеющихся на сайте, есть изображение стеллажа с вином 1919 года. Скульптура мальчика с виноградом, некогда украшавшая двор «Лучших Вин XXI Века», сейчас валяется на территории, обрастая мхом… Ещё на одном сайте обнаружилась статья 2004 года, в которой утверждается, что виноградники, которые в свое время принадлежали князю Чавчавадзе, находятся во владении другого крупного производителя — «Телавского винного погреба» (известен под брендом «Marani»).

9. Фото с сайта http://www.tsinandali21.ge.
Бывший завод в Цинандали

10. Фото с сайта http://www.tsinandali21.ge.
Бывший завод в Цинандали

11. Современное состояние.
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали / House Museum of Alexander Chavchavadze

В 2012 году прогремела новость: Цинандальский винный завод будет отреставрирован. В проект известный грузинский инвестор собирается вложить 20 млн. долларов. Будут восстановлены производственная линия, подвальные хранилища, залы для приемов. Часть выделенной суммы пойдет на строительство гостиницы сети «Radisson» на 100 номеров. Шёл шестой год… Весьма приличная гостиница, правда, появилась, но её название всего лишь «Гостевой дом при музее Цинандали». Нет пока роскошного винного и сигарного клубов, ресторана для гурманов, не отреставрированы протяженные галереи хранилищ (под землёй тут, по слухам, построено больше, чем на земле), нет заявленных экскурсий по производству, никак не освещается история виноделия с его грузинскими особенностями, никто вам не ответит, чем микрозона Цинандали отличается от любой другой в Кахетии, нет лекций и семинаров, нет застолий, приёмов, свадеб и восторженных отзывов. В общем, будем считать, что кризис и смена власти отсрочили далеко идущие планы и слегка сдули их масштаб, но реставрация будет завершена и мы ещё погуляем по заводским цехам, где увидим и знаменитую коллекцию и молодое вино. Разговоры об этом во всяком случае не утихают. А пока что в качестве наследника имени и традиций Цинандали нам предлагаются уже обозначенные вина «Prince Alexander Chavchavadze Tsinandali Estate», которые кроме как здесь и ещё в парочке столичных бутиков нигде больше не купишь.

12. Проекты того, во что могло превратиться Цинандали (или что мы увидим в будущем) можно найти в интернете. Вот, например, проект аж 2008 года (ОТСЮДА). Интересно, что бы сказал Александр Чавчавадзе, увидев такое.
Цинандали - проекты реабилитации

13. Здесь, кстати, сохранён фасад исторического завода.
Цинандали - проекты реабилитации

14. А вот более поздний, 2013 г. Не хухры-мухры, а «Tsinandali Wine Spa Resort» (ОТСЮДА). Фасад также на месте, видимо это условие проекта.
Цинандали - проекты реабилитации

15. Внутри.
Цинандали - проекты реабилитации

16.
Цинандали - проекты реабилитации

Итак, с заводом-гигантом всё понятно — по факту его нет. Но наверняка есть другие производители, молодые и не такие именитые. Среди них завод Шуми самый приметный, он расположен на въезде в посёлок, отмечен указателем и хорошо виден с обрыва в парке Чавчавадзе. Благодаря удобному расположению, я думаю, он «перехватывает» многих посетителей прославленного дворца.

17. Непарадная часть винзавода «Шуми».
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали / House Museum of Alexander Chavchavadze

18. Парадная часть винзавода «Шуми».
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

19.
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

20.
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

21. Передо мной здесь была группа туристов, которая поучаствовала в самогоноварении — производстве чачи.
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

О Шуми известно следующее. Компания начала свою деятельность в конце 90-х, причём начала с того, что высадила виноградники. В 2001 г. выпустила первое вино, уже через год заработавшее несколько медалей. Это один из немногих заводов, утверждающий, что производит вина только из собственного винограда, участвуя в процессе от зарождения лозы и до розлива. Качество отражается как в названии торговой марки, так и в выбранном символе. Слово «шуми» в далёком прошлом обозначало настоящее неразбавленное вино. А символ компании грифон Фаскунджи, согласно древней легенде, принёс людям первую гроздь винограда, из которой эта культура распространилась по земле. По громкому заявлению на сайте компании, Шуми является «одним из лидеров среди производителей высококачественных грузинских вин». По моим же наблюдениям они едва ли дотягивают до включения в первую десятку (моя догадка недавно подтвердилась). Но то, что в их подвалах может храниться более 5 млн литров вина говорит о серьёзном производителе, который несомненно имеет свою долю рынка. В хранилищах Шуми я обращаю внимание на старые эмалированные цистерны для хранения вина и интересуюсь об их судьбе — может раньше они были установлены в цехах закрытого Цинандальского завода. Мне отвечают, что цистерны появились здесь давным-давно, и только руководство знает их историю, но «всё может быть».

22. Цистерны и бочки, в которых выдерживается «Мукузани».
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

23. Интерьер магазина.
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

При заводе имеется небольшой музей «Вазиони» с весьма интересными древними экспонатами, так или иначе имеющими отношение к вину и виноделию, возраст которых исчисляется тысячелетиями. Здесь представлены прессы, квеври, посуда и прочее. Кроме того перед «замком» Шуми высажено почти три сотни сортов винограда, родиной которого является Грузия. Коллекцию лоз сотрудники компании собирали по всей стране. На моей памяти это первое хозяйство с подобного рода «дополнением» и большой жирный плюс в пользу его посещения.

24. Квеври из Кахетии, XII-XI вв. до н.э.
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

25. Бог плодородия с рогом, село Мелаани, X-VII вв.
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

26. Винный кувшин из Кахетии, конец первого тысячелетия до н.э.
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

Шуми, в отличие от дома-музея Александра Чавчавадзе, проводит бесплатные дегустации, на которых предлагает только продукцию собственного производства. В таком подходе есть рациональное зерно, поскольку посетителям потом неловко уходить с пустыми руками. Я покупаю здесь «Мукузани» (предпочитал в то время исключительно эту марку, но приобрёл по другой причине — подкупила заводская цена 10 лари) и бутылочку «Цинандали», так как уехать из Цинандали, не купив «Цинандали» было бы досадным упущением. Сейчас смотрю на их сайте ассортимент продукции и понимаю, что на некоторые вещи я тогда не обратил внимание. Например, на линейку «Iberiuli». В общем, будет, что попробовать в следующий раз. Кое что из стандартной продукции Шуми я покупал и в России, имел мнение относительно её характеристик и поэтому никаких сюрпризов не ожидал. Собственно я их и не получил. «Мукузани» и «Цинандали» от Шуми — это твёрдый среднячок, качественное вино без изысков. Впрочем, говорят, что здесь производят одно из лучших «Киндзмараули» в Кахетии. Если вам близки сладкие вина — попробуйте. В ассортименте «Шуми» также присутствует пара видов чачи, бренди и напиток собственного изобретения «Зигу», производимый из виноградного сока (на него идут плоды коллекционного виноградника), с добавлением бренди и чачи, и напоминающий портвейн.

27.
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

28. Телавская крепость — картина в Шуми.
Цинандали, винзавод Шуми / Tsinandali, Shumi

Вот собственно почти всё, что можно сказать о промышленном производстве вина в современном Цинандали. Виноградники бывшего Цинандальского завода поделены сейчас между крупными игроками, которые производят вино на своих предприятиях, но не в этой деревне. Так что, друзья, вино «Цинандали» из Цинандали тогда можно было приобрести только здесь. Что я и сделал. Сейчас еще добавились вина завода Чавчавадзе, но «Шуми» стоит в районе 10 лари, тогда как цена на «Tsinandali Estate» начинается от 25, а это для некоторых ощутимая разница. Ну и чтобы быть до конца честным: на западной окраине посёлка у ветки железной дороги, если посмотреть на спутниковую карту, можно обнаружить ещё один крупный завод. Он отмечен на Викимапии загадочной подписью «винный завод «Цинандали«. Здесь же где-то спрятался принадлежащий винной империи «Милдиани» «Цинандальский старый погреб» и возможно появилось что-то ещё. Поэтому тему, обозначенную этим отчётом, я считаю не то, что не раскрытой, а только обозначенной.

29. Дом культуры — единственное «городское» здание в посёлке.
Цинандали / Tsinandali

30.
Цинандали / Tsinandali

И мне совсем нечего сказать про домашнее производство. Честно скажу, за последний год лучшие вина из тех, что я пробовал, были произведены небольшими хозяйствами. Но в случае домашнего вина не стоит думать, что оно везде превосходное и неповторимое. Бывают случаи «деланного» вина, когда в виноградный сок добавляют сахар и воду, увеличивая его количество. Поэтому лучше следовать советам и рекомендациям, которые, полагаю, можно получить даже в офисе Туристического центра. Поиск лучшего вина не является целью моей поездки, поэтому в этот раз я не проявляю интерес к домашним «погребам», но я точно знаю, что в Цинандали есть частное хозяйство, во дворе которого растёт 135-летняя лоза. Я некоторое время нарезаю круги по посёлку, показывая фотографию, найденную до этого в интернете, но местные жители, как это часто бывает, либо не знают, либо указывают в разные стороны. Лозу я так и не нахожу, но спустя продолжительное время, готовя эту статью, натыкаюсь в одном из туристических отчётов на подсказку о её месторасположении. Ребята, путешествовавшие в этих краях за 4 месяца до меня, случайно обнаружили лозу, свернув по указателю «Tsinandalis Edemi». Возможно, я и сам неоднократно проезжал эту вывеску…

31. Вот она свидетельница многих исторических событий, которые я затрагивал в этой серии постов.
135-летняя лоза в Цинандали

32. Об этой лозе есть даже небольшой видео-репортаж (на грузинском языке).
135-летняя лоза в Цинандали

Из Цинандали я еду в Телави, представляющийся мне транзитной точкой на карте. Местом, где можно купить воды в дорогу, перекусить и переночевать, не более того. А попадаю в очень уютный и атмосферный город, не заслужено забытый путешественниками.

22 октября 2017 г.

Смотреть другие рассказы о Грузии.


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика